Рецензия на книгу
Lady Chatterley's Lover
D. H. Lawrence
Аноним22 марта 2015 г.Как я и надеялась, Дэвид Герберт Лоуренс вновь погрузил меня в пучину страстей человеческих. В очередной раз убедилась, как автор умеет точно передать эмоции и переживания главных героев, озвучить их мысли и страхи. А если учитывать, какую он затронул тему в произведении начала двадцатого века, становится понятно, почему эта книга считается одной из знаковых в литературе того времени.
Констанция - главная героиня романа - с детства вращалась в интеллектуальном обществе, "сызмальства окунувшись в сферы высокого искусства и теории справедливого жизнеустройства". В молодости она с удовольствием вела философские беседы, разговаривала об искусстве, музыке, общественной жизни. Духовный интерес превалировал над телесным, к которому после небольшого опыта девушка стала испытывать только презрение. Животные инстинкты должны быть полностью искоренены во времена духовного просвещения! Да, в мужчинах её привлекал только ум, оцениваемый ею по собственным меркам. По уму она и выбрала себе мужа - Клиффорда Чаттерли.
До женитьбы Клиффорд не спал с женщинами, а плотские утехи значили для него очень и очень мало. А душевная близость с женой не нарушила его девства. Конни даже обрадовалась: вот истинная любовь, выше всяких там сексуальных отношений, выше «удовлетворения страсти».Война сделала из Клиффорда инвалида, полностью обездвижев всё, что находится ниже пояса. Так началась их укромная жизнь в семейной усадьбе Рагби.
Лоуренс, как и в романе "Женщины в любви", снова описывает устройство и быт шахтерского городка, что удается ему очень хорошо, т.к. с проблемами таких мест он знаком не понаслышке. Он с горечью говорит о разрушении природы в угоду индустриальному прогрессу. Люди, по его разумению, всё больше и больше отрываются от земли, природных ритмов, теряют естественность, ускоряя и гоня свою жизнь вперёд. Такая жизнь делает их неприкаянными, заставляет охотиться за мнимыми ценностями, которые не приносят счастья. Они гробят здоровье на нелюбимой работе, чтобы потратить заработанное на праздные развлечения и красивые вещи, не замечая ничего вокруг. Удивительно, что автор говорит это ещё в 1928 году, ведь сейчас, в 2015, стоит открыть какой-нибудь жизнеутверждающий паблик в вконтакте или зайти на сайт типа AdMe, и на тебя посыпятся посты о том, как важно находить баланс и гармонию между работой и личным временем, чтобы получать удовольствие от жизни.
Другая сторона романа - это половые отношения между мужчиной и женщиной, в том числе о праве женщины тоже получать чувственное удовольствие от полового акта. Не секрет, что на протяжении многих веков женщина воспринималась только как объект отношений, а субъектом мог быть только мужчина, который не особо заботился об ощущениях партнерши. Да и тема секса сама по себе была табуирована. Лоуренс пишет о том, что человеку нельзя пренебрегать физиологическими потребностями, а в том, что задумано природой, нет ничего постыдного. Человек - это часть природы. И как бы он не пытался отделить себя от неё, отделить от животного мира, замалчивая о том, в чем проглядывается сходство с низшими существами (например, соитие и справление естественной нужды), и прославляя духовное совершенствование, человек всё равно будет зависеть от своего тела, отрицание которого делает его неполным и не дает наслаждаться жизнью во всех её проявлениях.
Гармония тела и души, принятие в себе и физического, и духовного начала - вот залог счастья. Клиффорд слывет в обществе умным человеком. Он пишет книги, которые обретают большую популярность. Но что есть его книги? Пустышки. Отрицая важную часть себя, важную часть жизни, он, пишущий о людях, становится неспособным постичь их суть, взаимоотношения между ними и жизнь вообще. Его ум, в итоге, оказывается весьма ограниченным. В противовес физически немощному Клиффорду автор вводит чувственного Меллорса. Его речь, привычки, быт порой коробят Конни, ведь это всё так отличается от того, что она знает! Но Меллорс, несмотря на его происхождение, далеко не дурак и по части жизни он даст фору образованному и благородному Клиффорду.
Автор не верит в интеллектуальную любовь, в только платонические отношения между супругами. В конце концов, пишет он, тело возьмет своё. И когда это произойдёт, двое, которые, казалось, ещё вчера любили друг друга, сегодня легко могут возненавидеть один другого. Лоуренс выводит, что сексуальные отношения, которые доставляют удовольствие обоим супругам, играют немалую роль в счастливой семейной жизни, поэтому нельзя ими пренебрегать, надеясь найти замену в духовных отношениях. Второе, конечно, тоже должно быть (именно поэтому Меллорс не какой-нибудь мужлан-секс-маньяк), но одно не подменяет другое. Гармония в отношениях влюбленных между сексуальным и духовным - разве не об этом нам сейчас, в 21 веке, говорят везде, где только можно?
1073