Рецензия на книгу
Lady Chatterley's Lover
D. H. Lawrence
Аноним27 октября 2013 г.Я, пожалуй, догадываюсь, что чаще всего находят в этой книге читатели. Откровенные сцены, неприкрытая эротика - это, конечно, так, этого в романе немало, но в этом плане меня впечатлила разве что смелость автора, книга-то написана в 20-х годах 19 века...
Меня больше увлекли рассуждения на социальные темы. Кажется, в самом главном общество мало изменилось за последние сто лет:
Ныне дом — это место, где живешь; любовь — сказка для дурачков; радость — лихо отплясанный чарльстон; счастье — слово, придуманное ханжами, чтобы дурачить других; отец — человек, который живет в свое удовольствие; муж — тот, с кем делишь быт и кого поддерживаешь морально; и, наконец, «секс», то бишь радости плоти, — последнее из великих слов — это пузырек в игристом коктейле: поначалу бодрит, а потом — раз! — от хорошего настроения — одни клочки.
Или взять ещё вот этот фрагмент, очень актуально для наших дней:
Молодые бесятся, потому что у них нет денег, а кругом столько соблазна. Они видят смысл жизни в приобретательстве, а приобретать не на что. Такова наша цивилизация, таково наше просвещение: в людях воспитывается только одна потребность — тратить деньги.
А ведь это было написано тогда, когда промышленная революция ещё не закончилась, а общество потребления только-только начало формироваться! Поразительно верно автор подметил опасные тенденции...
И какой же выход из этого тупика он предлагает? Меня немного покоробила критика науки и похвала церкви в финальном письме главного героя. Но в главном, мне кажется, я его понимаю:
— Нет, я, конечно, во что-то верю. Я верю в сердечное тепло. Верю, что нет настоящей любви без сердечного тепла. Я уверен, если мужчина обладает женщиной и в душе обоих нежность, все будет хорошо. А вот если любить с холодным сердцем — это идиотизм, это смерть.
Вот только я затрудняюсь определить, та ли это самая заветная настоящая любовь с сердечным теплом между центральными персонажами?.. Мне почему-то видится в их отношениях какая-то патология, перекос в сторону плотского. Этот перекос - намеренный, и такую позицию автора по отношению к браку мне трудно принять:
нынче почти все браки — фальшивые. Современные мужчины и женщины — сплошь личности, и в брак вступают именно личности, которые обнаружили, что у них общие вкусы на мебель, книги, развлечения или спорт, их восхищает в партнере ум, им интересно говорить друг с другом, словом, один от другого в восторге. Это сходство умов и вкусов — прекрасная основа для дружбы между мужчиной и женщиной, но оно губительно для брака. Ведь брак это и есть сексуальная активность, а сексуальная активность есть, была и будет в каком-то смысле враждебна интеллектуальной, личностной близости мужчины и женщины. Почти аксиома, что брак между двумя личностями рано или поздно приводит к взаимной, на первый взгляд необъяснимой, ненависти. Стыдясь, они пытаются ее прятать, но она все равно прорывается, причиняя боль всем, а особенно «любящей чете». Сильно чувствующие люди доходят в ненависти до исступления. Истинная причина этого заключается в том, что родство вкусов, склонностей, умственных и духовных интересов, увы, очень редко совместимо с взаимным сексуальным согласием двух кроветоков… Таково одно из свойств человеческой психики.
Возможно, что-то в этом есть, но в свою очередь без дружбы и общих вкусов я себе удачного брака не представляю.
И к тому же Конни, главная героиня... Не знаю, почему, но воспринимаю я её как-то неоднозначно, не понимаю я её, не вызывает она у меня ни сочувствия, ни сопереживания, ни симпатии. Вроде неглупа, но весь роман зациклена только на том, что происходит между мужчинами и женщинами - какой узенький круг интересов, и к тому же горькие рыдания над цыплятами...
Понравилась развязка сюжетной линии сера Клиффорда, но спойлерить не буду. Есть какая-то очень логичная психологическая достоверность в его финальном отклонении...1048