Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Аноним13 ноября 2024 г.

    Одиночество без сети

    Однажды нас всех закрыли по домам. Помните? 2020й год был про всё, чего боится человечество. Нет нужды перечислять. Но я помню, как была благодарна тому факту, что ровно за 6 месяцев до начала пандемии мы успели сыграть свадьбу и съездить в путешествие. «Спасибо» моё было посвящено отсутствию одиночества в трагический для планеты момент. Меня всё время мучил вопрос: а как теперь со всеми этими масками и санитайзерами знакомиться людям? Как ходить на свидания? Как становиться семьями? Пространное вступление навеяно только что прочитанной книгой.

     Роман «Йеллоуфейс» Ребекки Куанг вышел в Америке в 2023м, переведен на русский в 2024м, а события происходят в 2018м. И причем тут ковид? А дело всё в том, что читая исповедь Джунипер Сонг, главной героини, мы окунаемся в такую бездну одиночества, какую мир массово испытывал в годы ковидных ограничений. 

    Молодая писательница, незамужняя и бездетная, надеется на удачу в литературном мире. Беспочвенно, однако. Её дебютная книга прохладно, а точнее - равнодушно, была встречена критиками и читателями. Впрочем, равнодушие - это то, что знакомо Джун с детства: ни мать, ни сестра даже не пытались вникнуть в ею создаваемые на бумаге миры. Но есть один человек, который способен понять все тонкости переживаний литератора. 

    Афина (имя не менее величественное, чем и биография) никогда не была близкой подругой Джун, но их судьбы не раз переплетались. Апогей - смерть блистательной внешне и успешной в карьере Афины на глазах у Джун. А дальше - воровство (или спасение?), подделка (или мистификация?), месть (или торжество справедливости?). Всего лишь два года после ухода Афины, но сколько событий, а главное - душевных перемен, вместило это время. 

    «Йеллоуфейс» - это такой наглядный пример влияния тотального одиночества на человека. Джунипер неделями не выходит из вашингтонской квартиры. Мир социальных сетей - единственное окно в мир. Окно, искажающее вид, ибо помещение давно требует наведения чистоты. А еще рассматриваемый текст - демонстрация того, что личность может убедить себя в чем угодно. В чем угодно. Если нет ни принципов, ни близких. 

    Удивительно: я всегда была уверена, что работа спасает. Это правда. Но наполовину, ведь если дело (даже благое) поставить во главу, то может сбиться компас моральных принципов. Если их не с кем сверить. И будет казаться, как это случилось с Джун, что успех произволен, что «усилия автора не имеют с успехом книги ничего общего. Бестселлеры утверждаются», «Ничто из того, что делаешь ты, не имеет значения».

    Проза Ребекки Куанг мучительна своим липким ощущением от спуска на дно человеческого одиночества. Но катарсисом обдают последние строки благодарности автора своим родным и близким за то, что ее собственная жизнь противоположна описанной в романе. Невольно тянешься за блокнотом срочно выписать свои благодарности любимым. 




    1
    21