Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Аноним22 октября 2024 г.

    Мы живём в «Йеллоуфейсе». К сожалению.

    «Йеллоуфейс» — это психологический триллер. Но издеваются здесь над читателем. Скажу честно: я не привык, что у меня потеют ладони во время чтения. Мне было дико стыдно за героиню. Хотелось её и придушить, и понять. Думаю, Ребекка Куанг примерно этого и добивалась.

    Эта книга много о чём, но объединяющая тема — это творчество, особенно неотшлифованные грани. Ребекка Куанг довольно точно и подробно показывает, что может испытывать писатель в столкновении с общественностью и, что ещё страшнее — собой. В романе Ребекки Куанг нет однозначных персонажей, и этим история цепляет.

    Находиться в этой книге физически некомфортно, но и взгляд отвести невозможно. Джун — главная героиня, но она же воплощение кринжа. И книга стала таким очень неожиданным погружением в то, что, сейчас, вероятно, чувствует сама Бейонсе. Заранее благодарю богиню Бейонсе; своим умением моргать я обязан тебе.

    Итак, пройдусь по сюжету. Джун — это малоуспешная белая писательница. Её дебютная книга провалилась, и сразу же стала надгробной плитой на заре её творческой карьеры. Жизнь Джун никому не интересна. Девушка довольно заурядна и завистлива, и именно её глазами мы смотрим на мир. Местами это зрелище похоже на пытку.

    А вот азиатская подружка Афина Лю успешная романистка. Они с Джун учились вместе в университете Лиги плюща. Но, как известно Джун, у американских издательств есть квота на «повесточку». Азиатки книгоизданию нужны. Но книги Афины Лю заумные и снобистские, да и вообще она воровка — притворяется, что ей интересны люди, чтобы выведать их истории и обрамить их в рамки своих романов. А Джун просто не повезло. Она среднестатистическая белая американка.

    Но когда Афина Лю на глазах Джун давится панкейком и в агонии задыхается, наша белая неудачница понимает, что наконец-то вытянула счастливый билет. В кабинете уже почившей подружки лежит новый черновик романа, и даже беглого осмотра хватает, что понять: книга выйдет шедевром. Но о романе ещё никто не знает. Кто же спасёт наследие Афины Лю, как не её единственная близкая подруга?..

    Сюжет закручивается стремительно: мы наблюдаем, как неудачница оказывается там, где ей не место. И, кажется, это её по-настоящему преображает. Временами — даже в хорошем смысле. Но Джун бесконечно думскроллит твиттерские скандалы, связанные с ней. Она начинает понимать, что общество видит её, как сейчас шепчутся о Бейонсе: ради славы она готова пойти по головам. 'She knows',— слышится Джун даже на безлюдной улице. И это способно разрушить любого.

    Всё в книге развивалось хорошо, пока мы не подступили к развязке. У меня нет оправданий этой концовке... Вероятно, Ребекка Куанг уснула на последних страницах, проснулась, забыла о чём писала и настучала клавишами нам завершение новой серии «Скуби-Ду». Триллер становится детективом: злодей снимает маску, мы все натужно удивляемся и не верим ни слову.

    Но Ребекка Куанг сильна в том, чтобы задавать вопросы без однозначного ответа: кто имеет право рассказывать истории и какие? насколько заслуженно общество «отменяет»? важна ли личность автора? насколько разрушительными могут быть борцы за справедливость? и справедливости ли они ищут? И ещё с десяток других вопросов.

    И хотя при взгляде на мировые новости я постоянно бросаю side eye в сторону «Йеллоуфейса», у меня сохранилось стойкое ощущение, что я прочёл хитроумный нонфик, а не хитроумную художественную книгу. Но роман интересно обсуждать, а в разговорах так и хочется втиснуть: «Это же как в "Йеллоуфейсе"!».

    2
    55