Рецензия на книгу
Yellowface
R. F. Kuang
Аноним28 августа 2024 г.Инклюзия без иллюзий
Как вам хлопки возле уха Трампа? История могла бы пойти по другому. Хотя и с Трампом она тоже пойдет по другому. История вообще идет не так, как мы того ожидаем. Печально и смешно, судьбы мира в любом случае оказываются в руках престарелых маразматиков. Кризисы затаились.
Инклюзивная американка с китайским прищуром Ребекка Куанг внесла свой кирпичик протеста в борьбу с несправедливостью, все еще базирующуюся на белом превосходстве. Кирпичик называется “Йеллоуфейс”, роман о писательской жизни в Америке без фильтров. Сама Куанг, как то заметила, что скучает по временам, когда писательство было полно радости и свободы, а не соперничества, сплетен и саморекламы Такой забавной “ностальгией” писательница подчеркнула свою, мягко говоря, интеллектуальную неосведомленность. Спросите у бывалых писателей, как там раньше было все легко и просто)))
А вообще название романа обращает на себя внимание сленговой составляющей, вроде как оскорбительной апроприации азиатской культуры белыми, по аналогии с афрос. Мол, когда белые мимикрируют под экзотические культуры it’s not ok, а когда все остальные перенимают “изобретения” белых, it’s ok. Натерпелись!
Несмотря на многочисленную критику токсичных книголюбок по поводу перевода и банальности сюжета, мне книга понравилась. Попала в нерв времени. У белой цисгендерки Джунипер Хейворд с писательством не заладилось. Роман рождался в мучениях, писался долго, продажи не пошли, а агент избегает неловких отчетных встреч. Говорить, собственно, не о чем. Другое дело china-азиатка Афина Лю, она как то сразу залетела в чарты книжных топов с легкими city-фэнтезийными романами. Талант или …..Просто удача. Из книги мы узнаем, что издательства подстраиваются под тренды, и по разнорядке выпускают “экзотических” писателей. Дозированно. Привилегии белых были подвинуты и ущемлены. Но у них есть «квоты». Афина попала в одну из них.
История в том, что немножко завистливые и токсичные подруги, на самом деле нужны друг другу, они взаимозависимы, особенно во времена тотальных интровертов и псевдодрузей. Одна живет в тени “гениальной” подруги пытаясь примазаться к славе, а другая питается вниманием и “дружеским” интересом, ведь преданные поклонники лишними не бывают. Случилась неприятность. Афина подавилась во время ужина, а Джун не смогла ей помочь, хотя и пыталась. Но зато она прихватила с собой рукопись нового романа Афины, о котором никто не знал. И никто ее не осудит.
Оказалось, что Афина работала над историческим романом: судьба китайских рабочих во Франции во время первой мировой. Белые люди привезли азиатских рабов. Тема для хита в США. Джун не дура, она изучила литературу, внесла свои правки, а многое Афинское убрала. Буквально написала свой роман. Вот только, почему белая девушка внезапно пишет о китайцах? Откуда ей знать душу и суть азиатов?
Твиттерская помойка, то есть соцсеть для экзальтированных интеллектуалов и борцов за справедливость, сразу почувствовала неладное. Был взрыв восторгов и лайков, и был шквал критики и осуждения. Писателька полезла не свое болото. Не с такой белой физиономией в калашный ряд соваться
На самом деле, таких реальных историй немало. Инклюзивными должны быть потомки бывших колонизаторов, но в качестве зрителей, а не акторов, им не понять страданий других. Опра Уинфри вычеркнула книгу Дженнин Камингс «Американская грязь» из своих рекомендаций, когда толпа твиттерских подметила, что Дженни не мексиканка, а значит не имеет право писать о мигранткой жизни. Муж мигрант- это не считается. За культурную апроприацию придется ответить.
В книге Куанг на помощь Дженни неожиданно приходят правые трамписты поддержав покупками и лайками писательницу. Стресс и панические атаки это ваше творчество. Куанг разумеется пишет о своей боли. Засилье неписаных белых правил, изрядно портит карьерные возможности расовым меньшинствам.
Произведение подавалось как изысканный шедевр в роскошном оформлении, однако избитый сюжет и чуть банализация эпилога чуть снизили ожидания, но отнюдь не разочаровали. Писательство ремесло доступное каждому, но не всем по силам удержать этот груз эмоций, который выдается в придачу с желанием высказаться.
383