Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лес

А. Н. Островский

  • Аватар пользователя
    chalinet30 июля 2024 г.

    Пеньки

    Пьеса написана в 1870 году. 9 лет как крепостное право условно отменено. Совсем немного времени, чтобы люди перестроились. Дворяне и раньше жили не по средствам, а после и вовсе по миру пошли за исключением уж совсем богатых. Ханжество и лицемерие в дебрях провинции никак не могло измениться за столь короткий срок.
    Лес – гибридное произведение, если хотите, метаирония XIX века.
    Богатая барыня, известная на всю округу благочестием, не так чиста, как хочет казаться. Чтоб хватило денег на любовника, приходится продавать лес. Имение носит ироничное название Пеньки, поскольку лес растёт медленнее, чем его продают.
    Молодой неуч, пытающийся устроить своё будущее за счёт женитьбы (не сильно важно на ком), воспитанница, которую принуждают выйти замуж не по любви, готовая бросится в пруд, так как любит другого, и появление артистов почти как слом четвёртой стены. Отголоски предыдущих пьес подчёркиваются двумя заезжими актёрами.


    «Петр. Да что ж меня не любить-то? Я не мордва некрещеная. Да что вам делать-то больше, как не любить? Ваша такая обязанность».

    Такая роль.


    «Бросится женщина в омут головой от любви – вот актриса».

    У Островского актёры не играют, а живут на сцене.


    «Несчастлив тот, кто угождать и подличать не умеет»

    Дамский угодник – недоучившийся гимназист точно характеризует Несчастливцева. Он здесь главный герой, не только спасший Аксюшу (Катерину?)от самоубийства в пруду, но и устроивший её счастье. Дворянин, ставший актёром.


    «Мы пьем, шумим, представляем пошлые, фальшивые страсти, хвастаем своим кабачным геройством»

    В произведении много скрытых цитат. Артисты постоянно в разговоре используют слова из отыгранных пьес, поэтому становится непонятным, когда они играют, а когда нет.
    Все здесь находятся под невидимым гнётом. Даже главный угодник под гнётом барыни.


    «Он рожден повелевать, а его заставляли чему-то учиться в гимназии».

    Становится очевидным, что конец имения незавиден. Драматург своими пьесами ворошит этот муравейник, но пока не видит результатов.


    «как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец».

    Но когда весь лес будет распродан и перед взорами оставшихся предстанут поля с пнями, что будет дальше?


    «Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?»

    Сколько можно говорить? Время действовать.

    53
    305