Рецензия на книгу
Исповедь маски
Юкио Мисима
Аноним26 июля 2024 г.Играя роль в театре жизни
«Ты-не человек. Тебя нельзя подпускать к другим людям. Ты-грустное и ни на что не похожее животное.»
«Афиширование собственной порядочности-маска добродетельного человека-приносили мне тайную радость, несомненно сатанинскую по своей сути.»
Иногда на свет появляются люди, которым жизнь не очень удаётся, которым будто бы и не суждено было родиться вовсе, но в какой-то момент их души свернули не туда,и вот-они здесь, living and breathing.
Главный герой романа Юкио Мисимы "Исповедь маски" видится мне как раз таким уникумом. Жизнь словно играет против него с самого начала: хилый младенец; потом ребёнок, с которым случаются какие-то беды вопреки тому, что строгая эксцентричная бабуля тщательно его оберегает и растит как розу под колпаком.Стараниями той же бабули ему запрещено общаться со сверстниками, чтоб не научили чему непотребному и он, молчаливый, замкнутый, одинокий живёт у неё, как зачарованный принц в башне колдуньи,отстраняясь от реальности и погружаясь в мир фантазий,навеянный сказками и старинными легендами,между прочим, довольно жестокими.
Для мальчика здесь нет никаких противоречий, напротив, он очарован и "кровавые фантазии" становятся его постоянными спутниками. Примерно в то же время он осознаёт, что его физически привлекает мужское тело. Две его склонности-к мрачному и к мужчинам-смешиваются,он превращается в персону (лат.persōna — «маска, личина; личность»), которая выясняет как, будучи "такой", жить, чтобы мир принимал её и как можно реже щёлкал по носу. Наш герой приходит к выводу, что лучший для этого способ-спрятать свою настоящую личность, и искусственно создать новую, другую, прямо противоположную имеющейся,понятную,"нормальную". Надеть "маску".
Стремясь к этой цели, переходя из "класса в класс в школе жизни", он проходит путь проб и ошибок; учится лучше понимать себя самого;узнаёт,что такое любовь и в каких обличиях она является;пытается взаимодействовать с реальностью с наименьшим для себя ущербом;следует установленным обществом правилам; совершенствует свою "маску".
За этим "путешествием" и предлагается понаблюдать читателю, послушать своеобразную исповедь: честный,откровенный,где-то грустный, где-то жёсткий и неприглядный рассказ.
В тексте есть моменты, достоверно и натуралистично описывающие разного рода пороки, но от них не веет грубостью, пошлостью, нет ощущения того, что в нас швырнули грязью, а все потому, что на сцену выходит писательский талант Мисимы. Его язык повествования просто волшебный: чувственный, образный, метафоричный, музыкальный!
У этого романа есть одна интересная особенность: при небольшом объёме он воспринимается как что-то монументальное,150 страниц будто утраиваются. Я случайно наткнулась на один англоязычный комментарий к роману и там очень замечательно говорится о том,что я сейчас пытаюсь описать-в дословном переводе что-то вроде "в каждой главе заключён вес поэмы" :)) значит, не я одна это почувствовала :))
Юкио Мисима написал "Исповедь маски" в 24 года после чего мгновенно прославился, и этот роман в каком-то смысле о нём самом,параллели с его реальной жизнью толсты, как рельсы. Можно представить себе, будто бы сам Юкио вещает со страниц голосом Кими (кстати, вот одна из параллелей-настоящее имя Мисимы Кимитакэ),поверяя нам свои секреты.
Главный герой очень противоречив. Кими вызывает как сочувствие, когда его хочется хлопнуть по плечу и сказать что-нибудь ободряющее, так и раздражение и неприязнь, когда можно только мысленно вопрошать "да чтож ты творишь!". Роман заканчивается на временном отрезке, когда Кими немного за 20, намекая, что его "маска" так и осталась при нём. Немного жаль, что он не был показан совсем взрослым,любопытно, как бы сложилась его судьба в дальнейшем.
Роман оставляет после себя смутные ощущения тревоги и смятения,сбивает с толку,ошеломляет. Настолько он необычен.
Подводя итог,можно сказать, что "Исповедь маски"-это литература,которая подойдёт не всем,но обретя своего читателя уже не сдаст позиций :))5223