Рецензия на книгу
The Silence of the Girls
Pat Barker
Аноним25 июня 2024 г.«Женщине подобает безмолвие»
Божечки мои! Идее "женщина – тоже человек" всего-то сто с небольшим лет! Именно эта мысль не отпускала меня во время чтения книги. Какой же ужас, кем женщины считались ранее: просто вещи, движимое имущество, почти как скот!
Сюжет. 12 век до н.э. Уже десятый год греки осаждают Трою. А ещё разоряют окрестные земли, жгут города и угоняют население в рабство. Пал и родной город Брисеиды, её муж и четверо братьев убиты, а сама она стала военным трофеем Ахилла. Книга – история Троянской войны, рассказанная с точки зрения бесправной женщины. Как великие события и храбрые герои, воспетые Гомером, выглядели со стороны.
Я не знаток античных историй, там для моей оперативной памяти слишком много событий и героев. Поэтому я "ем слона по кусочкам": дабы увидеть за затейливыми именами живых людей, мне лучше бы прочитать про каждого героя отдельную историю. И исторические реконструкции, ретеллинги известных событий – это прям моё. После Мэри Рено мифы о Тезее заиграли для меня новыми красками. После Констанцы Казати Агамемнон, Менелай и Клитемнестра прям от зубов отскакивают. Но сильнее всего удивила собственная реакция на "Песнь Ахилла" Мадлен Миллер: настолько эмоционального вовлечения в историю сама от себя не ожидала! Это было реально прекрасно! И хочется поругать компетентные органы, запретившие книгу, и сравнить их с озабоченным пациентом из анекдота, который на всех картинках доктора видит непристойности.
Книга "Безмолвие девушек" совсем ничего нового не рассказала мне о Троянской войне. Разве что герой-Ахиллес в ней – совсем не тот пусечка, влекомый неумолимым роком, как у Мадлен Миллер. Вот здесь я несколько пожалела, что так скоро смазала впечатление от "Песни Ахилла", стоило хоть пару недель между книгами сделать перерыв. Но вообще "Безмолвие девушек" – о другом, эта книга не про факты, а про эмоции.
Троянская война – всего лишь декорация, самый известный военный конфликт, запечатлённый в культуре человечества. А сколько в истории было тех войн! Сожжённых городов, убитых мужчин, пленённых женщин.
Брисеиде повезло. До плена она была женой царя, у неё не было детей, убитых бы захватчиками, её хозяин не самый плохой человек: не бил её, ̶т̶о̶л̶ь̶к̶о̶ ̶с̶н̶о̶ш̶а̶л̶. Ну, а то, что из-за своих амбиций уступил её другому самцу, ̶к̶о̶т̶о̶р̶ы̶й̶ ̶и̶ ̶б̶и̶л̶,̶ ̶и̶ ̶н̶а̶с̶и̶л̶о̶в̶а̶л̶, – бывает, чё, это их самцовые игры. Брисеиде не повезло только в том, что она родилась женщиной.
Впрочем, в те далёкие времена и мужчинам было не айс. Кто сильнее, тот и прав; историю пишут победители и пр. Кроме воинов, захватчики убивали и детей, и беременных женщин – а вдруг она мальчика родит. Это даже более жестоко, чем в мире животных((( У женщин был хотя бы шанс остаться в живых. Вот они, реалии тех времён:
Андромахе только что сообщили, что она достанется Пирру, сыну Ахилла, – мальчишке, который убил Приама. Глядя на ее лицо, нетрудно было заметить, как мало ее это волнует. Меньше часа назад Одиссей взял за ногу ее маленького сына и сбросил со стен Трои. Единственный ее ребенок мертв, а ночью ей предстояло раздвинуть ноги перед новым хозяином: безусым юнцом, сыном человека, который убил ее мужа…Андромаха, напомню, тоже не хухры-мухры, а жена наследника Трои и мать его сына. Что уж говорить о простых женщинах, не защищённых ни статусом, ни богатством, ни мужчинами своей семьи.
Не, я понимаю, что ментальность у людей другая была, и подходить с современной меркой к давним событиям не совсем корректно. Но мне показалось, что идея автора состоит как раз в этом: показать современному читателю не только бесправие женщин, но ещё и невозможность о своем бесправии заявить.
Какими предстанем мы перед людьми спустя столетия? Я знаю одно: людям не захочется слушать о завоеваниях и рабстве, об убитых мужчинах и мальчиках, о порабощенных женщинах и девочках. Им не захочется знать, что мы жили среди насилия. Нет, им придется по душе нечто более нежное. Быть может, история любви? Я лишь надеюсь, они сумеют разобраться, кто и кого любил…В общем, и тогда-то "закрой рот и не питюкай", и сейчас никому-то не интересно, как бедным женщинам жилось. Так нннате вам про ваших героев! Полюбуйтесь, каковы они были, посмотрите со стороны!
Поэтому, как мне показалось, книга написана, чтобы ужаснуться прошлому, порадоваться современным реалиям и, быть может, продолжить борьбу за равные права.
Про "кто и кого любил", кстати. Отдельное спасибо автору за освещение судьбы Елены Прекрасной, ставшей поводом к Троянской войне. Десятилетняя война из-за женщины! Вот это любоффь! Возможно, тут авторские фантазии, но меня тронуло: у Елены тоже всё не айс. Троянцы ненавидят почему-то Елену, а не Париса, укравшего её у мужа. Менелай грозится убить неверную жену, как только возьмёт Трою, и всё войско ахейцев его поддерживает. Ведь из-за этой женщины и поруганной чести Менелая гибнут и греки, и троянцы. Ах, какая гадина!
Случалось так, что я не успевала еще уйти, а Елена уже удалялась в дальние комнаты, и я слышала стук ткацкого станка. По легенде – и это о многом говорит, – всякий раз, когда Елена обрезала нить, на поле битвы умирал воин. Она была повинна в каждой смерти.
Троянцы, разумеется, тоже были на этих полотнах: Приам с высоты крепостных стен взирал на поле битвы, и внизу, в гуще сражения – Гектор, его старший сын, обороняет ворота. Однако среди них не было Париса. Тот, должно быть, храбро воевал только в постели. Я несколько раз видела их вместе, и даже ребенку было очевидно, что Елена предпочла бы Парису его брата Гектора, а к нему, похоже, прониклась презрением. Его нежелание вступать в битву стало притчей во языцех, как и презрение к нему Гектора.И я, наверное, сморщила бы нос "фи, и было бы ради кого бросать дом и мужа", если бы до этого не читала "Клитемнестру": у микенской царицы жизнь в замужестве тоже была не сахар, так с чего бы у её сестры Елены лучше? Запросто понадеялась, что в Трое с Парисом ей будет счастливее, чем с Менелаем в Спарте, вот и поддалась уговорам. Тем более, что и в Спарте статус царской дочери её не защитил:
Да, я уже слышала эту историю. Несчастная Елена, поруганная на берегу реки в возрасте десяти лет. Само собой, я верила ей. И позднее была потрясена, когда осознала, что никто другой ей не верил.Некоторые упрекают книгу в конъюнктурщине, в освещении повесточки, в излишней феминизации. Дескать, ни одного положительного мужского персонажа. Ну, а откуда бы им там взяться – людям с понятиям о гуманности и ценности человеческой жизни, с уважением личностных границ? В этом плане книга, конечно, более чем реалистична.
Не поставила наивысшую оценку, ибо не поняла авторского замысла перемежать рассказ от лица Брисеиды (первое лицо, прошедшее время) сценами про Ахилла (третье лицо, настоящее время). Оно, конечно, несколько разбавляло монотонность повествования. Но в этом ли был смысл? А меня как читателя с толку сбивало.
Но в целом идея заставляет задуматься: вот уже три тыщи лет настоящими героями и примерами для подражания считаются грабители, насильники и убийцы. Историю пишут победители, чо. Мужчины.9327