Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Цена крови

Патриция Брейсвелл

  • Аватар пользователя
    -Nell-6 июня 2024 г.

    ‘’За мукой мука вслед идет и за бедой спешит беда…’’ Алишер Навои

    Обескровленная, разграбленная и сожженная Англия продолжает страдать от непрерывных набегов датских мародеров. Но вместо того, чтобы вкладывать деньги в оборону королевства, строительства укреплений, экипировку войска или просто снабжение населения продовольствием за счет казны, король и приближенные жертвовали огромные деньги и земли церкви и монастырям в счет новых и новых молитв и просьб заступничества у Всевышнего. А церковники со всех амвонов вопили лишь о порочности людей и необходимости покаяния. В противном случае Бог покарает несчастное королевство и уничтожит его. В итоге некогда храбрые и решительные англосаксы надеялись только на Бога без того, чтобы и самим не плошать.
    Но не только кровожадные викинги угрожали Англии. Автор описывает как интриги и вероломство, личная выгода и корысть знати разъедали ее изнутри. И так уже безгранично
    могущественным и богатым магнатам Англии хотелось еще больше власти, и они пользовались любыми доступными средствами, чтобы добиться ее, заключая альянсы и вступая в сговор с теми, кто таил злобу против короны, а таких людей в то смутное время было немало. Но они грызли королевство изнутри не только по своей инициативе. По описанию автора король Этельред приложил немало усилий, чтобы постоянно и с завидным упорством сеять раздоры между своими подданными и предотвращать эти самые альянсы. Мнительный и мстительный он натравливал своих олдерменов, танов и всю высшую знать друг на друга, радостно потирая руки при каждом новом конфликте и ослаблении влияния того или иного магната. За всей этой змеиной возней он не видел или не хотел видеть того страшного вреда, который он причинял королевству, держа его и весь народ в заложниках у своей подозрительности и страха, лишивших его в итоге здравого смысла и желания прислушиваться к советам более умных и опытных людей. В итоге всеми своими интригами и коварством он добился лишь того, что его подданные потеряли остатки доверия к жестокому и деспотичному королю, отказываясь вставать по первому зову под его знамена и защищать его опасно шатающийся трон.
    В каждой новой главе Этельред проявляет себя все более жестоким и мстительным. И не столько к политическим и военным врагам, сколько к своей ближайшей семье. Он даже готов был пожертвовать собственными сыновьями из-за подозрения, что они посягают на корону и трон. Такое впечатление, что он настолько ненавидит свою жену и детей, что он все время сталкивает их лбами, чтобы унизить и использовать их ссоры и недоверие в своих низких целях; выдает замуж за настоящего варвара двенадцатилетнюю дочь, подвергая ее жизнь неминуемой опасности, покупая так его верность и преданность. Память об Этельреде действительно отягощена большим количеством отрицательных моментов, но у автора эти моменты сливаются в одно бесконечное полотно. Наверное это отвечает замыслу писательницы представить королеву Эмму как истинное противопоставление королю-извергу, подчеркивая ее главные человеческие черты: сострадание к обездоленным, доброту и любовь к любому ближнему, желание помочь и защитить, искреннее желание приблизиться к детям короля и завоевать их дружбу, если не любовь, и конечно же бесконечная привязанность и нежность к своим собственным детям. Автор очень даже преуспела в своем намерении уже в первой части и не зря первое, что пришло на ум, это сравнение с Матерью Терезой, мировым символом добродетельности и самопожертвования. Хотя, исходя из последних публикаций в мировой прессе, и с Матерью Терезой не все однозначно и не так уж бело и пушисто как считалось. У всех есть свои скелеты в шкафу.
    По версии автора отдаление и отчуждение от сына Эдварда, которое потом так горько и жестоко аукнется Эмме, не вина, а беда Эммы. Она всеми силами рвалась и желала любить его, но оторванный от нее и сосланный на попечение чужих людей, он как-то очень быстро забыл мать и отдалился от нее, не чувствуя никакой потребности в близости. Трудно представить, сколько грязи и гнусностей выплеснули на маленького мальчика ее враги, при горячей поддержке и прямому наущению злобствующего короля. В романе Эмма образец любящей и преданной матери. Но трудно сочетать две совершенно несовместимые в ту эпоху роли, матери и королевы, желающей участвовать в управлении и принятии решений. Она обязана всегда стоять перед выбором и бороться с материнским инстинктом быть всегда рядом с детьми, лично заботиться о них и защищать их. Все эти уступки и компромиссы принесут свои горькие плоды. Наша жизнь - это дороги, которые мы выбираем.
    В этой части параллельно описываются жизнь Эммы и Эльгивы. И это не случайно. Эти две не кисейные барышни по сюжету всю свою жизнь были и будут соперницами. Сначала в постели короля Этельреда, затем в будущем - в сердце короля Кнута. Эльгива у автора удивительная стерва, пробы негде ставить, причем с детства.
    Изучив все возможные и очень скудные источники о своих героях, особенно о женщинах, автор однозначно выбрала сторону и разделила всех своих персонажей на однозначно плохих и хороших. К «плохишам» она категорично отнесла короля Этельреда, его вероломного, коварного и беспринципного советника Идрика, больше известного в истории как Эдрик Стреона, его жену, королевскую дочь, Эдит и исчадие Ада Эльгиву, окрашенных лишь в черную краску, без какого-либо более светлого оттенка. Им героически и стоически противопоставлены мудрая не по годам, благопристойная и благочестивая, вызывающая лишь уважение и сочувствие несчастная королева Эмма и все сопровождающие ее нормандские друзья и спутники, и старший этелинг Этельстан, безнадежно в нее влюбленный, а потому уже достойный симпатии и тоже сочувствия, истинный патриот, радеющий не за трон, а за благоденствие родной Англии. Поэтому все повествование очень уж схематично и ожидаемо. Плохие будут лишь злодействовать, а хорошие будут стараться, хотя часто и безрезультатно, им помешать. К сожалению добро так и не восторжествует и Англию ждёт в ближайшие годы безрадостное будущее. Если бы герои не были бы так однобоки и однозначны, то и интрига могла бы быть намного более захватывающей и неожиданной. Кнут, будущий самодержец Англии, вошел в историю как очень даже приличный король. Поэтому автор наверное не может так уж решительно причислить его к отрицательному лагерю в силу его датского происхождения из врагов и насильного завоевания престола в будущем. Из-за своего неопределенного положения Кнут получился вообще никакой, бесцветный, скучный и не вызывающий интереса.
    Несмотря на интересную эпоху и отсутствие каких-либо явных претензий к автору, читать эту книгу было очень муторно и тоскливо. Повествование бесконечно затянуто, занудно подробно и мучительно медленно, прямо до зубной боли. А герои либо блестят как глянцевые обложки модных журналов, либо черны как сажа. А вот это уже действительно скучно. Физиологические подробности и налет эротики на мой взгляд лишь снижают исторический уровень книги. Он по жанру определен как любовный, но он все же больше исторический, и довольно добротный. Несмотря на то, что роман в основном плод буйной фантазии автора, он к сожалению получился очень обыденный и не увлекательный.
    К сожалению, как известно из истории и из послесловия самого автора, грядут тяжелейшие испытания для Англии. Королевство Альфреда Великого падет под натиском датских и норвежских орд и им будут править ненавистные викинги. Третья часть этой объемной трилогии по данным интернета вышла в 2021. Пока что еще не переведена.

    9
    161