Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мэри Бартон

Элизабет Гаскелл

  • Аватар пользователя
    Аноним16 мая 2024 г.

    Для меня этот роман Гаскелл "лучшим" не стал. Первую половину книги откровенно подмывало просто бросить, но рада, что перетерпела, потом стало даже увлекательно. Но читать было тяжеловато: много социальной несправедливости, подробно о тяготах и нуждах рабочего класса – книга отнюдь не развлекательная.

    Мэри Бартон, юная и очень привлекательная юная леди, вопреки воле отца, считавшему, что девушке нечего делать на фабрике, начинает учиться у портнихи. Там за ней начинает ухаживать Гарри Карсон, богатый наследник владельца фабрики. Мэри не испытывает никаких чувств к нему, но ей льстит его внимание и возможность через брак улучшить социальное положение. В то же время верным поклонником Мэри является Джем Уилсон, давний знакомый, искренне и глубоко любящий ее. Любовная коллизия обостряется, когда Мэри отказывает Джему, но вскоре осознает, что это была ошибка. Но тут Гарри Карсона находят мертвым, а в убийстве обвиняют Джема. Мэри придется пуститься в настоящее приключение, чтобы доказать его невиновность.

    Мне роман показался неровным. Сначала все указывало на то, что роман будет социальным и глубоко разрабатывать проблемы промышленного города и жизни рабочих. Гаскелл подробно воссоздает картину фабричного производства, отношений фабриканта и работников, анализирует влияние технического прогресса на жизни простых людей. Но постепенно социальная часть отходит на второй план, становится лейтмотивной, а чувства и переживания героини занимают их место. Так что возмущение ряда современников, для которых социальный роман вдруг превратился в сентиментальный, понять можно.

    В тексте три ярких женских образа. Сама Мэри, кокетливая, стремящаяся вырваться из оков рабочего класса, совершает ошибки, но в финале, после многих трудностей, обретает счастье. Ее образ, на мой взгляд, связан с двумя важными темами — жертвенности и материнства. Второй образ – Эстер, тетя Мэри, которая, связавшись не с тем мужчиной, становится падшей женщиной и живет в трущобах. Здесь у нас трагическое противоречие внутренней сущности (Эстер внутренне добра, чиста, искренне заботится о Мэри) и внешних обстоятельств жизни. Третья героиня — Маргарет, подруга Мэри, кроткая и милейшая девушка, одаренная певческим голосом, но лишенная зрения, пополняет собой галерею бедных и обездоленных (впрочем, в финале Гаскелл дарит ей счастливый финал).

    Увы, не зацепил меня этот роман. "Крэнфорд" все еще сияет на недоступном пьедестале, но и "Под покровом ночи" на фоне внезапно сильно поднялся в моем рейтинге. Наверное, не мой текст. Но у меня в планах еще "Север и юг", а уж потом будем делать выводы.

    85
    1K