Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

В двух книгах. Книга 2. Групповой портрет с дамой

Генрих Бёлль

  • Аватар пользователя
    Unikko30 сентября 2014 г.

    Можно обнаружить множество глубинных смыслов в романе Бёлля: например, увидеть в любви Лени и Бориса призыв к примирению Запада с Советским Союзом, или заметить в истории Лени и «группы» противопоставление нравственного идеала и буржуа эпохи постнацизма, своего рода изобличение «общества, основанного на фальшивых ценностях».

    Можно даже интерпретировать образ Лени как символическое изображение самой Германии, а её биографию, в данном случае, считать отражением истории страны в целом.

    Можно, не претендуя на оригинальность, заявить, что Лени П. – это Генрих Б., раз уж у автора (Генриха Б.) интерес к вышеупомянутой особе (Лени П.) «чисто экзистенциалистский».

    Можно рассматривать «Групповой портрет с дамой» как эволюцию темы «войны» в творчестве Бёлля: от бессмысленности и бесчеловечности к проблеме «непреодолённого прошлого» и искупления вины.

    Можно найти оправдание стилистическому приёму, использованному в романе: дотошное следствие, проведённое авт., и изложенное с псевдодокументальной точностью. Роман как жанр фактически превращается здесь в личное дело Лени П. – тоже, собственно, документ эпохи.

    Нельзя только понять, зачем авт. для всего вышесказанного потребовались столь скрупулёзные физиологические описания и интимные подробности? Вульгарно всё это...

    Авт., конечно, предвидел подобное «эмоциональное восприятие», точнее неприятие, читателя и намекнул, что между Прустом и Джойсом, по крайней мере, в данном случае он выбирает Джойса. А выбирая Джойса, значит выбирать и «карнавальное низвержение, балаганное и хульное развенчание стиля». Вот только действительно ли у Бёлля получился «карнавал» или всего лишь попытка «попробовать себя» в экспериментальном искусстве, не самая удачная, может быть?

    15
    240