Рецензия на книгу
Гранат и Омела
Даяна Морган
PrincessAlma24 марта 2024 г.Печалька
Про творчество Даяны я знала и раньше и уже оставляла свою рецензию на ее книгу «Королева Лис», но об этом творении я узнала не от неё самой, а из восьмичасового обзора Агаркова, смотреть который, признаться, было куда интереснее, чем читать книжку. Собственно, поэтому я и снова здесь со своим очень важным мнением. Сразу скажу, что обзор хоть и во многом правдивый (хотя в некоторых моментах не обошлось без субъективщины), но уж как-то слишком Агарков по ней прошелся - я так сильно Даяну обижать не хочу, тем более что девушка она эмоциональная и принимает все слишком близко к сердцу. Я даже хочу начать от обратного и снова похвалить Даяну, как я это делала в прошлой рецензии, за её целеустремленность и умение доводить дело до конца - согласитесь, не каждый может пройти такой путь от написания книги до её публикации (это я сейчас о «Королеве»). Я также уверена, что Даяна не такая вредная, какой кажется, и уж вряд ли намеренно создавала себе образ скандального буктьюбера, просто так получилось. Не сомневаюсь, что все это наносное высокомерие и эмоциональность идет от того, что Даяне очень хочется привлекать к себе внимание (это заметно и по её яркой, этакой готично-драматической внешности). И хоть сама по себе эта черта неплоха, она, увы, имеет свойство оборачиваться против тех людей, у которых не хватает для этого способностей. И к сожалению, то внимание, что она получила - явно не то, чего она хотела.
Ну а теперь - к плохому.
Я во многом понимаю Даяну, потому что сама занимаюсь писательством, и мне знакомы и эти писательские творческие страдания, и боязнь публиковать что-то, и походы к психологу с болезнными обсуждениями своей книги, которую всю никак не получается родить. Разница между нами в том, что Даяна-таки смогла, а я вот до сих побаиваюсь выкладывать, несмотря на все заверения психолога, что «нужно идти к людям», «талантов не существует, есть навык» и т.д. (почему-то мне кажется, что психолог Даяны советовал ей то же самое). Но вот тот ли это случай, где нужно было проявить свою смелость, или все таки нужно было честно себе признаться, что тебе не с чем к этим самым людям идти? Стоило ли быть настолько смелой, чтобы придираться к многостраничным описаниям собора у Гюго и недостаточной степени феминистской осознанности у бедной Эсмеральды из XV века, чтобы потом на тебя делали негативные обзоры другие блогеры (в общем-то, правдивые)? Может, надо было осознать, что ты хочешь писать просто ради самого писательства, а не потому, что ты в результате жизненного опыта узнала что-то, чем хочется поделиться (нет, Даяна, то, что ты узнала про феминизм и для тебя стало открытием, что все мужчины - якобы злобные угнетатели, и возможно, закрепила это знание чтением Симоны де Бовуар (хотя скорее постами из феминистских ВК групп) - это не жизненный опыт).
Говоря о способности привлечь внимание талантами, я ни в коем случае не утверждаю, что Даяна во всём бесталанна - возможно, попробуй она себя в чем-то другом, то все бы получилось. Но увы, она зациклились на писательстве, которое ей явно не дается, и уже не первый год. Поэтому приходится это самое внимание привлекать не самым честными способами - воровать цитаты из книг, например, о чем будет сказано ниже. Блогерство, кстати, тоже не то что бы её сфера - да, с одной стороны её склонность к анализу можно назвать сильной стороной, и думаю, на это и была ставка - привлечь аудиторию глубиной размышлений, но для блогера, как мне кажется, этого маловато - нужно что-то ещё, харизма, может, и хотя бы небольшое чувство юмора или остроумие, чего у Даяны я, увы, не наблюдаю, и что компенсируется ехидным сарказмом и жесткой критикой других писателей. Да, у некоторых пиар на скандалах работает, но явно не для эмоциональной Даяны. Возможно, ей бы больше пошло быть милым, ламповым блогером - тогда бы и отсутствие остроумия простили, и у неё могло бы быть даже больше подписчиков чем сейчас, да и критики бы столько не вызывала. Думаю, впрочем, что понимаю, почему она пришла к мысли о создании канала: раскрутить свою книгу, будучи более-менее известным блогером, куда проще, чем просто выложить её в Интернет без всякой рекламы и ждать, что на тебя посыпятся деньги. А пока будешь читать книжки, заодно и писать научишься, короче, одним выстрелом убьешь двух зайцев. Тем более что до этого уже был неудачный опыт с краудфандинговой платформой, на которой девушка и её тогдашняя соавторша просили аж сто тыщ рублёв за помощь в публикации книги, а потому нужно было попробовать пойти другим путём. Тем не менее и этот план не сработал. Да, она дает вроде бы дельные советы, но по факту не видно никакого толкового результата, к которому эти советы, по идее, должны были бы привести. По сравнению с творчеством подростковых лет, конечно, качество стало капельку лучше, но этот прогресс настолько минимален, что если Даяна действительно ставит себе цель стать хорошим писателем, то она сильно рискует не достичь её, даже если бы могла прожить тысячу лет.
Основная проблема в том, что девушка после стольких лет в писательстве так и не захотела или не смогла выработать свой собственный стиль и найти тему, о которой ей действительно хотелось бы писать. Причина, как мне кажется, не в последнюю очередь в том, что ей очень хочется кому-то подражать, причем подражать чему-то модному и обязательно монументальному - например, когда Даяна писала Золсум в 2010 году, то в моде был Гарри Поттер, потому мы и получили на выходе сказку в стиле Гарри Поттера (и немножко Властелина Колец). Сейчас в моде Мартин (ну вернее, моден он был лет пять-шесть назад, ну да ладно), а авторша, естественно, повзрослела - 30 лет как-никак или сколько там, а значит, уже можно и всякие провокационные вещи про склизкие миноги писать, и месячные, так что будем писать в стиле Мартина, шоб было как у взрослых! В общем, как Даяна пыталась подстроиться под то, что популярно и на чем можно заработать, так и сейчас это делает. А может, это вообще не Даянино - писать эпическое подростковое фентези в стиле ГП или Мартина? Может, ей бы больше подошло писать, скажем, немодные и немонументальные сказки для маленьких детей, или короткие рассказы и жизненные зарисовки на злободневные нынче темы (между прочим, и на рассказах подняться можно - «Кошатник» хороший тому пример, даже фильм по нему вроде как сняли)? Может, и да, но она вряд ли об этом узнает, потому что вряд ли поумерит гордыню и даже не будет пытаться писать в непопулярном жанре, ведь есть великая цель стать писателем-романистом, а при таком раскладе некогда размениваться на мелочи.
Ещё одна проблема - нет какой-то глубокой, философской или хотя бы интересной идеи, лежащей в основе произведения. Вместо неё есть идейки, актуальные для нынешнего времени - феминизм, чайлдфри и вот это всё (да, опять мы смотрим на то, что популярно). Нет, я не говорю, что на эти темы нельзя написать ничего интересного - вообще все что угодно можно переосмыслить и придти к какому-то интересному, уникальному выводу, к которому не приходил никто до тебя. Взять какой-нибудь «Рассказ служанки», где тема феминизма раскрывается необычно и интересно. А тут просто феминизм - ну, он есть, потому что это сейчас модно, и персонажи в его рамках тоже донельзя стандартные: вот есть скуфеющие похотливые угнетатели, трясущие пузяками, отростками и всем чем только можно, и любящие маленьких девочек (Мерин Трэнт, ты ли это?) вот сильная девочка Авалон не-Мери-Сью-но-все-равно-почти-что-Арья в штанах, повторяю, не Мери Сью!!!111 (почему-то автор решил, что для того, чтобы персонаж не был Мери Сью, нужно создать бесхарактерную амебу), а вот вам Дамиан, который весь из себя такой хороший и красавчик, а в конце оказывается таким же угнетателем, только оскуфеть пока ещё не успел. Я уже не говорю о других персонажах, ведьмах и богинях, которых я вообще не запомнила.
Диалоги… снова эти пафосные диалоги. Ну не разговаривают так люди! Не раз-го-ва-ри-ва-ют! Не сидят они, как в той сцене из Интерстеллара, и не говорят между делом за пивком про благие намерения, которыми вымощена дорога в ад.
Про десятки заимствований из других книг я и писать подробно не хочу - уже всё сказано до меня. Даяна, наверное, думала, что может учить других писательству, потому что она умна и начитанна (пишу это, кстати, без сарказма), а значит, остальные - лесные болваны и не сообразят, что фразы понатырканы из других книжек. Но ведь начитанных людей очень много и они вовсе не так глупы, как некоторым хочется думать, а кто-то и больше Даяны прочитал. Смело с её стороны так поступить, но едва ли благоразумно. И из этого исходит следующая проблема, заключающаяся в том, что Даяна слишком уж много читает. И вроде это должно помогать учиться избегать штампованных приемов, но почему-то в её случае это дает совершенно противоположный эффект - настолько, что мы находим куски текста и клишированные фразы. Так что если Даяна читает этот отзыв, то вот мой совет - Даяна, перестань читать книги. Серьезно. Ты уже начиталась достаточно. Ну не родятся у тебя свои идеи на основе того, что ты вычитала других авторов. Сделай вид, что вообще никаких авторов и книг не существует. Как говорится - «забудьте все, чему вас учили». И даже совет Стивена Кинга о том, что нужно читать как можно больше, лучше забыть. Или так - попробуй получить СВОЙ жизненный опыт, почитать вместо книг истории реальных людей, посмотреть документальные фильмы, или все же почитать книжки, но о реальном мире и его проблемах - экономических, философских - и тогда, возможно, родится какая-нибудь своя мысля. Но и это не факт, что сработает, потому что если в голове пусто и нужно постоянно заполнять её чем-то извне, чтобы на основе этого чужеродного что-то создать своё - тогда вывод неутешительный и стоит успокоиться, заняться чем-то другим. Признать, что ну не твоя эта стезя - книжки писать. Да, я понимаю, прошло куча лет, жалко бросать то, чему посвятила столько времени, но иногда чем дольше занимаешься чем-либо, что не твоё, тем больше утопаешь в этом бесперспективном болоте. Нет, конечно, может произойти чудо и на Даяну снизойдет вдохновение, и она напишет нечто невероятное и великолепное, заработает много денег, а потом будет сидеть на интервью и рассказывать «а вот надо мной все смеялись, никто в меня не верил, а теперь смотрите, где они, а где я!» Но мы все понимаем, что вероятность этого, как в том самом меме, крайне мала. Может, эта ситуация с «Гранатом и Омелой» и есть знак, что пора переосмыслить некоторые вещи.703,5K