Рецензия на книгу
Задверье
Нил Гейман
Аноним2 сентября 2014 г.Ощущение мощнейшего месседжа у меня осталось в свое время от "Американских богов" Геймана. Книга вполне себе в духе Фридриха нашего Ницше, про то, что бог умер, но дикари все еще продолжают упорно поклоняться его тени на стене пещеры. Про то, что в отрыве от культурного контекста и наполненности верой "боги" превращаются в гротескных уродцев, без живой традиции внешняя ритуальность попахивает безумием, а современный человек использует маленькие самопровозглашенные религии в качестве костылей, чтобы не думать.
Вот, думала я, какой Гейман талантливый автор, как глубоко может завернуть свою мысль, как тонко он критикует неосознаность, какая целостная у него философия.После этого кажется, что "Никогде" вообще другой человек написал. В "Никогде" нет вообще никакого там месседжа или смысла, и даже жанр ниже некуда - городское фентези про "попаданца". Но как?... Как это может быть тот же Гейман?!
Может быть их двое - злой и добрый близнец? Один написал "Американских богов", а второй "Никогде", которая примерно наполовину состоит из описаний помоек, гнили, падали, трупов и сточных канав? А во второй половине книги главному герою просто запрещают задавать вопросы про то, что как устроено в том месте, куда он попал? Мир этой книги согревает не лучше, чем одеяло из газеты. И в нем примерно столько же правдоподобия.
Простой английский клерк в качестве клише главного героя душит интерес едва ли не больше, чем пресловутый Обыкновенный Японский Школьник, а внезапно сваливающиеся ничем не объяснимые таланты и сверхспособности добивают интерес в том случае, если его перед этим еще чуточку недодушили.В предисловии автор говорит, что написал книгу после того, как в его сценарий к сериалу ему не дали вставить многих важных для него сцен. Но, посмотрев этот сериал, я не могу сказать, каких именно сцен в нем не хватает - на мой взгляд, они с книжкой практически идентичны по содержанию, но сериал лучше, там есть Капальди в роли ангела. Ангел-Капальди делает историю про бомжей, помойки, сточные воды и крыс немножечко лучше. Хотя и после этого она остается проходной, линейно-коридорной скучной историей, оставляющей ощущение - "ну и что?". Да тут даже нет простенького "взросления" героя, которое часто бывает в тех книгах, где автор не смог написать ничего больше. "Вещи просто… происходят, одни за другими", как писал Пратчетт.
1665