Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Yellowface

R. F. Kuang

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2024 г.

    Искусство пародирует твиттер

    Ребекка Куанг написала роман, подобные которому когда-то писал Уэльбек, пока не скатился до рыхлого и беззубого «Уничтожить». Yellowface - самоуверенный, дерзкий, скандальный пейджтёрнер, в котором достаётся всем: от представителей white supremacy до угнетённых расовых меньшинств, от жаждущих крови твиттеровских троллей до показушно нравственной, а внутри прогнившей, расисткой, шовинистской книжной индустрии. Достаётся и самой Ребекке, нескромно выписавшей себя в роли молодой литературной суперзвезды, чрезмерная красота и талант которой довели рецензентов Goodreads до капслоковой горячки. Жажду крови не усмирила даже смерть прототипа на первых страницах (как когда-то Уэльбеку не помогло зверское убийство писателя Уэльбека в его шедевре «Карта и территория»). В первую очередь, Yellowface - развлекательное чтение, во-вторую, недвусмысленный стейтмент всем хейтерам, в-третью, честное признание, что писатели – люди больные и аморальные.
    Сюжет, в сущности, прост и вторичен, его задача тут – извини, чисто функциональная: дать Ребекке Куанг поле для высказывания и персонажей для высмеивания. Белая малоуспешная писательница -американка ворует у своей почившей раньше срока, талантливой конкурентки роман о китайских солдатах времен первой мировой и, прежде чем огрести за плагиат, огребает просто за дерзость писать о меньшинствах, не принадлежа их кругу.
    Роман о порочном влиянии твиттера на неокрепшие умы писателей в какой-то момент сам становится твиттером. Целые страницы заполняются постами, остроумность и уместность которых не способны скрыть бездну падения: раньше искусство пародировало жизнь, теперь искусство пародирует твиттер (потому что он и есть жизнь). Открой комментарии любого мало-мальски популярного аккаунта и получи +50 страниц романа без регистрации и смс. Копировать то, что уже существует в форме текста, как писать картину не с натуры, а с заставки windows – если рука набита, выходит похоже, только зачем? Если считать искусством только то, что меняет взгляд на предмет, заставляет увидеть то, чего раньше не видел, дописывает смысл туда, где раньше была пустота, Yellowface не искусство. Скорее документальная хроника, слепок эпохи, фиксация кризиса культурной жизни. И в этом качестве это блестящий роман, нашпигованный под завязку отсылками на современное кино и литературу. Ребекка Куанг не слишком беспокоится, будут ли читатели через сто лет знать, кто такая Донна Тартт и Том Харди, прочитают ли они «Прислугу», посмотрят ли «Безумно богатых азиатов». Она обращается к своим читателям здесь и сейчас, как бы говоря: я знаю, что вы обо мне думаете ещё до того, как вы это подумали. И, судя по комментариям на Goodreads, не обманывается, как не обманывается каждый, нацеленный увидеть что-то конкретное в окружающем хаосе. Ищущий красоты находит красоту, ищущий приметы деградации и падения получит ровно столько, сколько ожидает найти.

    19
    6,8K