Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним31 августа 2014 г.

    Итак, а что, собственно, мы знаем о Норвегии? Природные красоты, древняя история, викинги, запрещенный ныне санкционный норвежский лосось, полярные исследователи Амундсен и Нансен, True Norwegian Black Metal и сам великий и ужасный Варг Викернес, лыжи, биатолон и Бьерндален, комиксы про Неми, безумный моб-киллер Андерс Брейвик, шахматный вундеркинд Магнус Карлсен, суровый рисователь Эдвард Мунк и его тезка композитор Эдвард Григ. На этом моя кроссвордная эрудиция меня подводит, и больше я без посторонней помощи вспомнить ничего не могу. К чему это я? А вот к тому, что охватывающая полвека семейная сага от великого национального писателя и нобелевского лауреата должна бы как-то заполнить лакуны в моем видении Норвегии. Но выходит как-то со скрипом.

    Если верить Гамсуну, в те не слишком далекие, но уже исторические для нас времена Норвегия была охвачена безмолвием и запустением. Не происходило ровным счетом ничего: люди пахали себе землю, собирали урожай, ловили рыбу, как их деды и прадеды, норвежский лосось плавал себе по рекам и даже не догадывался, что спустя век ему суждено стать санкционным. Так проходит три книги. Пока суровый бородатый Амундсен штурмует полюс, дикие норвежские реднеки класть хотели и на Амундсена, и на достижения прогрессивной цивилизации, и на то, чтобы развлечь хоть немного заскучавшего читателя. Сюжет вроде бы развивается, годы идут, но не происходит ровным счетом ничего. Поймали рыбу, продали, пропили и проели вырученное, поголодали, нехотя, крехтя и почесываясь, отправились ловить рыбу. Великий цикл бытия замыкается и вновь продолжает свой неспешный ход. Временами герои умудряются устроить какие-никакие зайчатки драмы - будут у нас и семейные ссоры, и супружеские измены, и даже немножко поножовщина тоже будет, но отупевшие от размеренной жизни реднеки-норвеги воспринимают происходящее с поистине буддистским спокойствием, и читателю это отношение невольно передается.

    С другой стороны, у нас есть два персонажа, жизни которых мы можем проследить от молодости и до смерти, казалось бы, вот уж где развитие характеров и наслаждение текстом. Но Эдеварт все две книги страдает сначала от банальной безответной любви, а потом от не менее банального кризиса среднего возраста. Ну а Август настолько карикатурен, что его очень трудно воспринимать всерьез. Если бы я не был знаком с одной девушкой, которая точно так же вдохновенно врет обо всем подряд, безбожно преувеличивая факты и цифры, ни за что бы не поверил в этот образ. А так да, признаю, есть такие уникумы, но уже спустя пару сотен страниц сказки Августа становятся скучны настолько, что могут развлечь только оторванных от мира полленцев.

    Смешно, но при этом читать никогда не становится по-настоящему тяжело. В начале третьей книги наступает даже некое просветление - сказывается смена локации и внезапная адекватность Августа. Но потом Сегельфосс надоедает не хуже Поллена, а Август принимается за старое. Знаете, когда я читал биографию Гамсуна, то ожидал немного иного. Убежденный фашист, близкий друг Геббельса и верный поклонник Гитлера, в том числе и после 1945 года, Гамсун кажется этаким инфернальным гением, от которого ждешь шекспировских прямо страстей. Но получается скучно.

    Главные идеи текста мне видятся такими. Во-первых, странствия и жизнь на чужбине против оседлости и жизни по принципу "где родился, там и пригодился". И во-вторых, консерватизм и стагнация проверенных и привычных решений против перемен, пусть и ценой временных неудобств и потерь. Полленцы - ретрограды, застрявшие в старых традициях и укладах. Им кажется, что они живут хорошо, довольствуются малым и не мечтают о прогрессе и развитии, которые считают глупыми выдумками чужаков, совершенно непригодными для настоящего норвежца. Попросту говоря, они боятся что-то менять, предпочитая пресловутую стабильность изменениям. Но на самом деле их запуганность и забитость проявляется уже в том, что они не в состоянии даже защитить себя от мародера Кристофера или бродяжки Осе, которая выцарапывает доктору глаз и не получает за это ровно никакого наказания. Вот что трусость и боязнь нового может сделать с потомками викингов и народом, породившим суровых блэк-металлюг. Гамсун пытается дискредитировать идею развития, персонифицировав ее в клоуне Августе, но это не выход - рано или поздно появятся люди новой формации вроде Консула, которые будут делать то, что должно.

    И напоследок одно маленькое историческое наблюдение. Маленькая и неразвитая Норвегия предстает такой не только на страницах этой трилогии. Если почитать, скажем, жизнеописание Амундсена, можно найти немало подтверждений тому, как описывает Норвегию Гамсун. Мрак, запустение и лосось. А потом там нашли нефть и начали ее продавать. В результате получилась страна с практически чистой сырьевой экономикой, основанной на экспорте природных ресурсов, и в первую очередь, нефтепродуктов. Ничего не напоминает? Вот только некогда неразвитая Норвегия сейчас прочно обосновалась на первых позициях рейтинга уровня жизни и стала желанным местом жительства для множества людей из тех стран, которые какие-то лет 50 назад смотрели на Норвегию с ее лососем свысока. Похоже, что-то пошло не так, и вовсе не в Норвегии.

    50
    421