Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Трилогия об Августе в одном томе

Кнут Гамсун

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2014 г.

    Гамсуновская трилогия об Августе – пожалуй, самая «жизненная» книга из всех, прочитанных мной. Жизнь как она есть: ничем не примечательные будни жителей рыбачьего поселка, изредка прерываемые из-ряда-вон-событиями; самые обычные, «низменные», прямо-таки банальные человеческие желания, занятия и развлечения; смех сквозь слезы и наоборот... И все это на сотнях и сотнях страниц – а расстаться в итоге с этим мирком будет ох как нелегко.

    Что стало для меня действительно откровением в этой книге, так это язык. О да, он очень, очень скромен, скуп, лаконичен, напрочь лишен художественной образности. Для меня, человека, ставящего язык в литературном произведении во главу угла, было настоящим открытием, даже шоком именно это: как, используя такой «ограниченный» язык, Гамсун создал настолько выпуклых героев, настолько осязаемый мир норвежского поселка, настолько глубоко и правдиво отобразил жизнь и человеческие судьбы. Этот шок повлек за собой очевидный вывод: чтобы достичь подобного эффекта с помощью столь ограниченных средств, нужно быть очень талантливым писателем. Возможно, гениальным. Ей-Богу, у Гамсуна отсутствие художественной образности и является средством создания образов.

    Август – главный герой, связующее звено повествования, яркий многогранный образ, вызывающий то смех, то жалость; то отталкивающий, то притягивающий; то надоедающий, то долгожданный. Он по-настоящему «живет» – в отличие от многих, по его мнению, жалко влачащих свое существование односельчан. Он герой и антигерой, он полезный и вредный, он богат и беден (богатый Август и бедный Август – это вообще два совершенно разных человека), он любим и ненавидим, он непревзойденный обманщик и выдумщик, верящий в свои фантазии, – и в то же время искренний, открытый человек. Он настолько противоречив, что сложно выразить к нему своё однозначное отношение. У него уникальная, необычная, неповторимая судьба.

    Одной из центральных тем трилогии является тема человеческих желаний, устремлений, жажды жизни – и, напротив, полного или почти полного отсутствия всего этого. Кипучей энергии Августа хватит на весь поселок – и даже сверх того. Зато в противовес ему целый Поллен (место действия первых двух книг трилогии) живет от улова до улова, не желая ничего менять в привычном им укладе жизни. Пусть где-то там кипит жизнь, цивилизация шагает семимильными шагами и люди облегчают себе труд с помощью современных механизмов – нам и без всего этого живется неплохо! И ладно бы среди полленцев было побольше таких хозяйственных «земляных червей», как Ездра; или таких предприимчивых, как Паулине. Но нет – названные персонажи являются скорее исключением и, конечно же, объектом для зависти односельчан. Конечно, поселку этому не нужны были ни огромные дома в ущерб земель для пашни и скота, ни банк в том виде, в котором он существовал, ни уж тем более такие перспективные ёлочки – однако если бы на одного супергенератора идей Августа пришлось хоть несколько здравых полленских умов, что-то толковое из такого сотрудничества выйти наверняка могло.

    Еще одна тема книги – тема привязанности к родной земле, своим корням, истокам. Для одних ничего не стоит бросить дом, родной городок и устремиться в чужую страну в поисках лучшей жизни – чтобы больше никогда не вернуться обратно и не страдать от приступов ностальгии. Другие только предпринимают эти попытки – и возвращаются обратно, не в силах найти себе место на чужбине. Третьи вовсе не хотят покидать родину – не из-за большой любви к ней, конечно, а из-за нежелания или боязни что-то менять. Четвертым всё-таки действительно тяжело расстаться с родными местами, а пятым не верится, что где-то в дальних странах жизнь лучше – ведь можно же при желании и на своей земле неплохо устроиться. Шестые и вовсе что на чужой, что на своей земле всю жизнь остаются скитальцами. Тема эта для меня довольно актуальная, а потому не могла пройти мимо, не затронуть, не разбередить, не заставить снова и снова задуматься над сотни раз обдуманными вопросами.

    В третьей части трилогии перед нами другой поселок, другие герои. Это уже не унылые полленцы, здесь жизнь идет веселее, здесь намного больше персонажей «живущих», к чему-то стремящихся, чего-то желающих. Сегельфосс более благополучен, здесь есть своя «элита», а для простых людей больше работы. И 60-летний Август здесь уже более спокойный, умиротворенный, идеи его не такие безумные (к тому же на этот раз реализуемые с одобрения начальства), а оттого и более продуманные, толковые. Но есть еще порох в пороховницах, и последнее безрассудное предприятие Августа сыграет с ним злую шутку...

    Не собиралась останавливаться на героях трилогии (кроме Августа), но просто невозможно обойти стороной женские образы: у Гамсуна в большинстве своем это либо старые девы, либо любвеобильные дамы, не желающие ограничиваться лишь супругом: как не изменят, так хоть пофлиртуют. Откуда такая горячая кровь в северных женщинах? Или это какая-то личная «симпатия» автора к женскому полу? В любом случае, образы эти яркие и незабываемые.

    А вот про Эдеварта вообще не могу писать. Просто ком в горле. Когда-то что-то в судьбе этого парня пошло не так... Как-то все оказалось бессмысленным: его женщины, его дети, сама его жизнь... Грустно.

    Мне не было скучно, мне не было нудно, мне ничего не надоедало, я не замечала однообразия - мне было интересно, я была поглощена этим миром и этими героями. Совсем не таким планировала знакомство с творчеством Гамсуна, но оно оказалось очень даже замечательным.

    12
    65