Рецензия на книгу
Линч не теряет голову
Дэвид Фостер Уоллес
Аноним20 января 2024 г.Жуткий автор со славными глазами
Сегодня исполнилось 78 лет непостижимому художнику, парадоксальному автору, выдающемуся американскому режиссеру авангарда мистеру Дэвиду Линчу!
Эссе о своем тезке Дэвид написал в 1995. Все начинается с того, как Уоллес проникает на съемочную площадку фильма «Шоссе в никуда» (1996) в качестве корреспондента журнала «Премьер» и, с присущей ему дотошностью, многословностью и любовью к деталям, фиксирует все, что замечает вокруг: наблюдает за съемочным процессом, за поведением актеров и персонала на площадке, с изрядной долей юмора делает психологический анализ персонажей фильма, детально и бережно описывает внешность самого Линча, его походку, голос и выражение глаз.
«Глаза у него славные: он смотрит на площадку с очень интенсивным интересом, но интересом теплым и добросердечным – как смотришь, когда тот, кого ты любишь, занимается тем, что ты тоже любишь».Параллельно Уоллес рассуждает о коммерческом и арт-кино в целом, и как творчество Линча повлияло на всю индустрию кино и на современных режиссеров. Ну и конечно же все это пропитано дэвидфостеруоллесовским личным отношением и, поэтому, читать текст увлекательно и местами очень смешно.
В тексте также делается акцент и на других работах Линча, а именно на картинах «Голова-ластик» (1978), «Человек-слон» (1980), «Дюна» (1984), «Дикие сердцем» (1990), двух телесезонах «Твин Пикс» (1990-1992) и фильме «Синий бархат» (1986), наиболее повлиявшим на Уоллеса и ставшим для него откровением во время первого просмотра.
«Я почувствовал, что 30.03.86. он [Линч] показал мне что-то подлинное и важное. И у него бы не получилось, не будь он насквозь, обнаженно, неумудренно, непретенциозно собой, не транслируй он в первую очередь себя – не будь он экспрессионистом. «Синий бархат» задел струны и остается для меня образцом современного художественного героизма».Уоллес называет Линча «Человеком эпохи Возрождения», оказавшим влияние на весь мировой кинематограф, на поколения режиссеров и писателей, а его творения противоречивыми, эксцентричными, жуткими, тревожными, холодными, и в то же время очень личными, истинными, достойными восхищения и какими-то безумными, но неизменно «задевающими струны в психике адресата».
Ценителям творчества Дэвида Линча читать обязательно!
Как и поклонникам Дэвида Уоллеса, хотя мы и в подавляющем меньшинстве...40215