Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Рассказы об ужасном

Эдогава Рампо

  • Аватар пользователя
    Аноним20 декабря 2023 г.

    Игры, в которые играют люди

    Очень редко читаю японских авторов, а японские детективы и того реже. Несколько лет назад читал вот этот роман. Помню, впечатления были противоречивые.
    Получается, это вторая попытка проникнуться японской детективной литературой.
    Но произведения Эдогавы
    Рампо, больше напомнили мне рассказы Эдгара По и вот эту книжку, нежели что-то японское.
    В рассказах обсуждаемого сборника мне не хватило японской атмосферы, тут только имена японские, а атмосфера нет.
    Иногда проскальзывают мифологические мотивы, типа, вмешательства потусторонних сил, но на поверку, всё как в мультиках про Скуби-Ду. Если смотрели, то поймёте в чём дело.
    Автор играет с читателями, наслаивая версии друг на друга, показывая, что творится в голове преступника или подозреваемого и, в итоге, сводя всё к логическому, но не всегда понятному концу.
    Заметил схожие мотивы произведений сборника. Это любовный треугольник или преступление на почве любви и герой-писатель, таких здесь несколько. Также персонажи предпочитают электрички и поезда другим видам транспорта. На машине они тоже ездят, но довлеют именно к электричкам и поездам.
    Видимо, это связано с тем, что в 1927 году в Токио открылось метро, а т. к. большинство произведений сборника написано в 1920-1930-е гг., то эта тема была на слуху, вот и отразилась в произведениях японских авторах того времени.
    Не буду вдаваться в подробности сюжета, ведь в детективах любая деталь может оказаться спойлером, тем более, если это малая проза, где действие разворачивается с молниеносной скоростью.
    Что до языка писателя, то он очень образный, простые фразы у него встречаются редко. Зато много метафор, аллегорий и сравнений (хотя, плохо представляю, чем отличаются эти литературные приёмы:)
    Парочку произведений сборника можно отнести к нуару, которого, строго говоря, на момент написания рассказов Рампо, ещё не было. Как это часто бывает, талантливый писатель опередил своё время.
    Что до концовок, то некоторые мне показались наивными, другие малоинформативными, а третьи, притянутыми за уши. Возможно, читал второпях или не в то время, либо, тут дело вкуса. Кто-то любит недосказанность, а другим подавай подробности и концовку, которая расставит все точки над "і". Как вы, наверное, догадались, я из второй группы)
    Вообще, весь сборник прошёл как бы мимо меня, не оставив ничего после себя. Конечно, детектив он и есть детектив - одноразовая литература, но, например, детективы Агаты Кристи или Рекса Стаута запоминаются надолго, да и не только они, запоминающихся детективов хватает, но данный сборник к ним не относится.
    Он на любителя, коим я не являюсь, но за закрученные сюжеты и атмосферу поездов/электричек накинул балл. Планирую продолжить знакомство с произведениями этого писателя, но сначала прочту все рассказы Эдгара Аллана По, который, по всей видимости, являлся вдохновителем Эдогавы Рампо.

    91
    447