Рецензия на книгу
Ключ
Марк Алданов
Аноним12 декабря 2023 г.Замок без ключа.
Книга вроде всем примечательна: языком, героями, историческими декорациями, размышлениями, идеями, - и поэтому так жаль, что роман получился незаконченным (разумеется, это трилогия, но и каждую часть стоит писать как завершённую вещь хотя бы в определённом моменте. А тут на завершение указало только время - свершившаяся Февральская Революция. Но судьбы героев остались недописанными, даже непонятно, как каждый из них встретил то, что так долго витало в воздухе). Представляю, каково читать было современникам. Тут и забудешь все отношения и взаимодействия между персонажами, пока очередная часть выйдет.
Это не детектив, а, скорей, роман идей. Но всё же было бы намного лучше, если бы убийство прошло сквозной нитью и коснулось всех героев. Иначе молодёжь, которая, кажется, вообще была не в курсе знаменитого преступления кажется сама по себе, старшее поколение - само по себе, а книга - не книга, а какой-то сборник рассказов. Поэтому и не читалось на едином дыхании. Про некоторых персонажей плавно забыли к концу (вероятно, вспомнят в следующем романе, который мне пока читать не очень хочется, а когда захочу, то, видимо, уже успею всё перезабыть).
Дальше о спойлере. Вот "Преступление и наказание" тоже ведь не детектив в полном смысле слова, а попурри из жанров, да и преступление - только повод порассуждать о человеке в этом мире, но ведь Достоевский не забыл рассказать и кто, и как, и зачем, и как преступника нашли. Алданов же вообще не пойми зачем ввёл в сюжет это убийство!
Ведь так окончательно он нам и не сказал, что да как. Я склоняюсь к версии, что так или иначе (умышленно либо нет) к убийству причастен Браун.Вот из-за таких моментов роман выглядит очень сырым.
Право, если бы не время Павла, которым я сейчас очень интересуюсь, то не стала бы читать другие, исторические произведения Марка Алданова, так этот "Ключ" весь интерес отбил. Но вот небольшая повесть Святая Елена, маленький остров о последних днях Наполеона, которую я таки прочла следом, мне очень понравилась. Кажется, описывая современные автору события, Алданов словно стоял на зыбкой почве; ещё не совсем уложилось в его голове то, свидетелем чего он стал, а давно прошедшую историю он усвоил и передал гораздо легче и единым колобком, а не вязкой тянучкой из теста!
На кулинарных метафорах закончу свои впечатления. Да, описывать и еду, и мебель, и диалоги получается у Марка Александровича очень здорово, но это я так или иначе затронула вначале. Ещё бы была единая картина! В планах больше романы "Чёртов мост" и "Заговор" о Суворове и Павле I, чем "Бегство" и "Пещера". Тем более критики пишут, что два последних ещё и "Ключу" проигрывают. Совсем желание отобьют...
3767