Рецензия на книгу
Якоб спит
Клаус Мерц
Аноним25 июня 2014 г.Странная книга. Но не по-хорошему странная, а раздражающе странная.
Недоговорки хороши, когда они выражают какую-то идею. Когда их присутствие (в данном случае – в художественном тексте) целесообразно, оправдано какими-либо художественными намерениями автора. А беспочвенная недосказанность ничем не лучше бессмысленного многословия. А в некоторых случаях даже хуже.
Чем же ещё примечательна эта книга? Она представляет собой какие-то разрозненные фрагменты из жизни одного крестьянского семейства, которые, однако, невозможно собрать воедино. В общем, что-то вроде бракованного паззла: будто бы в коробочку положили гораздо меньше элементов, чем нужно для создания целостной картины. Кстати, фрагментарность (как и недосказанность) тоже далеко не всегда хороша. Например, если каждый фрагмент – это самородок, обладающий высокой художественной ценностью, то невозможность сложить из них рисунок абсолютно не раздражает, а вызывает приятное удивление, восторженное недоумение и прочее со знаком «+». А если каждый из них в отдельности ничем особо не примечателен, а зачастую и вовсе абсурден (не по-хорошему, а раздражающе), несуразен и нелеп, а все они в совокупности являют собой угнетающую дух и разум вереницу а ля болезни-немощи-безысходность-отчаяние-скучно/болезненно/пустая рутина, то выбор фрагментарности в качестве формы изложения трудно назвать удачным. Наблюдать за прыжками из пустоты в пустоту, совершаемыми представителями семейства, каждый из которых уж больно похож на сломанную заводную куколку, у которой всё не клеится и не складывается, но которая продолжает на всё реагировать одинаково блёкло и продолжает повиноваться прихотям своего сломанного заводного механизма, вытворяя несуразность за несуразностью – «удовольствие» не из приятных, честно говоря.
А ещё я не люблю, когда после прочтения того или иного произведения вопросы «зачем?» и «почему?» повисают в воздухе и остаются без ответа.
1052