Рецензия на книгу
Иеффай и его дочь
Лион Фейхтвангер
Аноним20 июня 2014 г.Внимание!
Рецензия: 1) может оскорбить чувства верующих 2) может оскорбить чувства неверующих 3) содержит спойлеры.
Книга вызвала бурю эмоций и торнадо мыслей. И я не преувеличиваю нисколько, во время чтения меня «бросало» от возмущения к восхищению, от удивления к раздражению, мысли роились в голове как сумасшедшие пчелы, я мысленно спорила с автором и сама с собой, я не могу перестать думать о романе спустя две недели после того, как перевернула последнюю страницу, меня распирает от желания обсудить с кем-нибудь «Иеффая и его дочь» лично, и я скоро замучаю своих знакомых рекомендациями обязательно прочесть эту книгу.Казалось бы, ничего не предвещало таких последствий чтения. Чего я ждала от исторического романа на библейский сюжет? Очередного повторения вечных религиозных истин, возможно, некой назидательности, ясности морально-этических конструкций и описания цельных характеров.
Оказалось, что «Иеффай и его дочь» это:
1) Очень сильная и яркая антирелигиозная книга.
«Господь не был удобным богом, он легко раздражался, он был злобен и честолюбив, любил лесть, требовал все новых клятв и жертв.»
«Самым сильным был бог Господь, он был богом богов и командовал облаками, погодой и огнем. В сознании своей силы он был не всегда расчетлив, более подвержен смене настроений, чем другие боги, но ему, Ифтаху, и его людям это приносило благословение.»
«В бога Господа вошла сила всех существ, убитых им и убитых в его честь, а это – тысячи, тысячи и eщё тысячи за вечность. Это все сделало Господа чудовищно сильным и страшным в своем гневе, намного более сильным, чем Баал и Мильком…»Как вам такой Господь? Никаких упоминаний о доброте, милосердии, щедрости, любви, но зато чуть ли ни на каждой странице описание жестокости, честолюбия (в особенности – честолюбия), мстительности, кровожадности и прочих малоприятных качеств.
Как же жить человеку под властью ТАКОГО Господа? Ответ прост – по образу и подобию. То есть воевать, убивать врагов, приносить жертвы, стремиться к власти, давать волю своим страстям, пытаться свергнуть и унизить того, кто стоит выше тебя и требовать смирения и покорности от тех, кто ниже. Иными словами, быть похожим на главных героев романа – Ифтаха, Авиама, Зилпу и других.
Лион Фейхтвангер прекрасно показывает, что люди не только поклоняются Господу, но они прекрасно научились использовать Господа в своих собственных интересах. Достаточно объявить то или иной действие «волей Господней» и уже почти ничего не помешает удовлетворению своих собственных амбиций. Чудесной иллюстрацией этого служит описание поступков Авиама: руководствуясь «волей Господа» он может как, по сути, изгнать Ифтаха в пустыню, так и потом пытаться побудить того же самого Ифтаха начать войну с царем Нахашем.
Поэтому не раз и не два возникали у меня мысли о вреде религии. И не по каким-то атеистическим соображениям, а исключительно потому, что используя религиозные догматы, так сказать «под прикрытием» разных богов с библейских времен до наших дней одни люди манипулируют другими, и это приводит к страшным последствиям.
2) Это книга, пронизанная глубоким религиозным чувством и ощущением божественного присутствия в мире
Да-да, это я выше писала о том, как ужасен Господь романа. Но Господь ли это? Как писал Спиноза:
"Если бы треугольник мог говорить, он сказал бы, что бог принял треугольную форму"Господь из мира «Ифтаха и его дочери» таков, каким только и могут себе его представить персонажи. Мог ли Господь Ифтаха быть милостивым и всепрощающим? Конечно же, нет.
«Боги сделаны из того же материала, что и люди его войска, они обладали теми же достоинствами и недостатками, но только в гораздо больших размерах.»говорит Ифтах, и на протяжении почти всего романа поступает, исходя из этого убеждения.
Переосмысление отношений человека с Господом, осознание «разделения ответственности» приходит к Ифтаху лишь в разговоре с Элиадом, надо сказать, моим любимым персонажем книги.
На мой взгляд, из всех героев книги по-настоящему ближе всего к Богу не Ифтах, в которого «господь вдохнул лучшее дыхание» и даже не трагически погибшая Яала, слагающая во славу Господа прекрасные песни, а мудрый Элиад (со стороны интеллектуальной) и, как ни странно, «язычники», поклоняющиеся живущим в ветвях деревьев и на горных вершинах мирным божествам плодородия.
3) Это роман с Героем в роли главного героя и, одновременно
4) Это роман со страшным Преступником в роли главного герояЛюбимый и «удачный» сын своего отца, умный, находчивый, смелый, верный своему слову, чего бы это не стоило, талантливый полководец, успешный дипломат, любящий муж и отец, справедливый судья,
и, одновременно,
человек, одержимый гордыней и честолюбием, готовый рисковать чужими жизнями, мечтающий об унижении своих недоброжелателей, человек, отдавший приказ об убийстве союзников в войне, чтобы присвоить славу победителя себе одному, своими руками убивающий юную дочь и практически доводящий до сумасшествия жену.
Кто-то может сказать, что противоречивых личностей описано в литературе немало. И это так. Но Фейхтвангер, хотя и пишет о своем герое, что:
я увидел Ифтаха, великого, одинокого и преступного: вобравшего в себя все противоречия своего временино показывает трансформацию героя, то, что делает Ифтаха глубоко трагическим героем.
Ифтах, высокомерно изрекающий:
Господь благословил меня... Это – мой Бог, он живет в моей груди. Все, чего хочу я – Его желание.Ифтах на грани инсайта в состоянии смятения и страха перед реальностью:
Своим быстрым умом он сразу сообразил, как его поражение превратилось в победу. Врагов заставило бежать известие о приближении эфраимитов. Но он противился этой мысли. Это было не так, не могло быть так. Он, Ифтах, призвал Бога, заставил его выйти из ковчега и нагнать страх на врагов.И вот Ифтах говорит с Элиадом и его «накрывает» волна осознания:
Нет, это не иллюзия: он, Ифтах, исполнил страшную клятву, чтобы купить благосклонность Бога, которого не было. Он пролил за несуществующего Бога самую дорогую для него кровь. Ифтах – герой, Ифтах дурак.5) Это роман с откровенно скандальной сюжетной линией, которую отчего-то не замечают многие читатели, которых шокирует, скажем, «Лолита»
Ифтах и Яала. Он хвастается перед ней своими приключениями и подвигами, а она сочиняет и поет о его подвигах песни. Он любуется её красотой, а она видит в его лице Бога. Он не отдает её замуж за молодого принца, а она соглашается за него умереть. И это отец и дочь.
Не нужно обращаться к дедушке Фрейду, чтобы увидеть очевидное. Связь Ифтаха и Яалы по сути любовная. И это еще одна из граней трагедии. Неосознанные влечения приводят к страшным последствиям.
Ифтах не может отправить Яалу к царю Нахашу вовсе не из-за любви к Господу. Он не готов отдать девушку никому. И принести дочь-девственницу в жертву Господу – это для Ифтаха, отождествляющего себя с Богом, единственный способ сделать Яалу своей и только своей навсегда. Не побоюсь упреков в «испорченности», но, думаю, именно поэтому перед убийством Ифтах испытывает вожделение.
И секрет добровольной жертвы Яалы раскрывается похожим образом:
Она по-настоящему жила, когда пела. Или когда могла ощущать себя частью своего отца. Но если она окажется в постели с мужчиной, если она своим дыханием и жизнью будет питать его радость, то тогда, – она твердо это знает – она потеряет свой дар. И теперь Господь в своей милости посылает ей спасение от этого страха.Думается мне, это описание гораздо ближе к неосознанному влечению, смешанному со страхом, чем к религиозному чувству.
6) Это книга еще и многом другом: о героизме и его истинных причинах, о дружбе, о соотношении цели и средств и т.д. и т.п., и я настоятельно рекомендую всем прочесть именно роман, а не только мой сумбурный отзыв
41397