Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Братья Лаутензак

Лион Фейхтвангер

  • Аватар пользователя
    old_bat5 июня 2014 г.

    В «Благоволительницах» Литтелла нам показан национал-социализм уже на вершине истории, на вершине властвования над умами многих немцев и приверженцев других стран. В «Братьях Лаутензак» же нам показывается период восхождения этой партии на политическом небосводе Германии. Так сказать, период младенчества и младший дошкольный возраст НСДАП. Еще нет массовых зверств и не выработаны основные линии жизнедеятельности партии, но уже проявляется непримиримость и активное уничтожение тех, кто недоволен этим партийным направлением.

    Лион Фейхтвангер активно выступал против национал-социалистических идей, господствующих в то время в Германии. Не удивительно, что единственного из немецких писателей, живущих в США, его пригласили на Нюрнбергский процесс. Он писал исторические и современные романы, отличающиеся документальной правдивостью и литературной легкостью повествования. Не исключение и этот роман. Очень подробно автор показывает восхождение звезды великого Гитлера, его проигрыш на президентских выборах Гинденбургу, изменение тактики борьбы и получение поста канцлера. Борьба за власть и теплые места возле мятежной души фюрера. Семейные привязанности и обиды. Игры разума с чтением мыслей и воздействием на личность другого. Интересно читать книгу, когда известны прототипы героев произведения. Интересно следить за тем, как автор виртуозно связывает людей и показывает результаты их амбициозных поступков.

    Мистическая составляющая романа показана интересно, но увлечься такими играми совершенно не хочется. Слишком много придется терять в своей жизни и своем «Я», пытаясь разобраться в том, кто принял решение: ты сам, здраво рассудив и взвесив все за и против. Или внушенная гипнотизером (не поднимается рука написать пророком) мысль, овладела твоим разумом и выдает себя твоей собственной мыслью. О таком влиянии очень хорошо повествует эпизод с Манфредом Проэлем, ставшим заклятым врагом Оскара после сеанса ясновидения.

    В романе два направления: 1) социальное. Важно конкретное общественное деяние, важен след, оставляемый каждым человеком. И в этом направлении след не столько личностный, сколько исторический. И примером служат великие люди. В нашем романе это пара Гитлер - Оскар Лаутензак. О единстве душ этих людей автор пишет неоднократно:


    Они связаны друг с другом, они — одно целое, эти двое мужей.

    Но, только ли в связи с мистическими составляющими их характеров? Возможно, Оскар — этот бездушный и эгоцентричный лицедей, является прообразом самого Адольфа Гитлера? С его неуправляемой яростью и магнетизмом, с его абсурдным, но таким жизнестойким влиянием на души миллионов людей.

    2 направление - личное. Очень ярко и образно это личное показано на истории жизни и общения братьев Оскара и Гансйорга. И, на примере этих взаимоотношений, можно увидеть множество ситуаций, реально существующих в человеческом обществе. Два самых близких человека, но как далеко они отстоят друг от друга эмоционально. Их связывают не родственные связи, а возможности использования другого в корыстных целях. Поэтому, сложно определить, кто из этой пары оказался негодяистее, если так будет позволительно выразиться. Практичный Гансйорг, умеющий подчинить свои сиюминутные желания достижению более высокой и заманчивой цели? Или Оскар, этот эгоцентричный человек, умеющий подчинить власть имущих своему влиянию и магнетизму, но застывший на уровне развития 6-летнего ребенка, требующего немедленного удовлетворения своих желаний? Гансйорг, предавший брата ради достижения своих целей или Оскар, искренне не понимающий причины всех бед, свалившихся на его голову?

    К чему приводит пересечение этих двух тем? Личного и социального направлений романа? Важен или нет сам человек в огромной массе человечества? И так ли уж справедливо мнение, высказываемое в романе:


    Так уж повелось на свете: один велик, а другой мал, один из породы господ, и ему все дозволено, а другой — ничтожество.
    45
    258