Рецензия на книгу
Nothing to Be Frightened of
Julian Barnes
Аноним7 мая 2014 г.В романе НоВайолет Булавайо «We need new names» есть одна сильная сцена: главные герои, дети 10-11 лет, хоронят своего друга. И один из них, глядя в могилу, спрашивает:
– Как ты думаешь, каково это – умирать?
– Откуда мне знать? – Говорит другой. – Я ни разу не умирал.Так вот, этот диалог мог бы служить эпиграфом к книге Барнса «Нечего бояться». Почему? Да потому что написать такое мог только человек, который умирал. И не раз.
«Нечего бояться» – это в некотором роде экскурс в историю самого сильного и самого человеческого страха. Текст у Барнса получился тяжелый и холодный, как сырой грунт. Автор словно не пишет, а бросает слова на бумагу, как комья земли на крышку гроба. Его не интересуют все эти позолоченные, игрушечные теории о «загробной жизни» (религия для него не более чем вредная привычка), он не ищет утешения или прощения, нет, – он мыслит в ином направлении: его, как Кьеркегора, интересует даже не смерть per se, его интересует ужас, который вызывает у нас мысль о близости конца.
Вообще Джулиан Барнс всегда славился незаурядной фантазией. В его библиографии есть даже рассказ о судебном процессе над личинками жука-древоточца («История мира в 10 ½ главах» – именно отсюда, кстати, из последней главы растут ноги у «Нечего бояться»; и читать две эти книги, пожалуй, следует в связке). И вот, когда, казалось бы, ничего более изощренного придумать уже невозможно, Барнс пишет… биографию смерти, книгу-ворчание-из-могилы, книгу, в которой автор обращается даже не к читателю, а к человеку из будущего, к тому, кто придет (или не придет) взглянуть на его надгробный камень, к тому, кто прочитает (или не прочитает) его эпитафию.
5114