Рецензия на книгу
Неспешность. Подлинность
Милан Кундера
MaryMonkey21 апреля 2014 г.Удивительное трио, как не крути. До сих пор думаю, как правильно было прочесть сначала Денона, а уже после - Кундеру. Если с первым я только знакомилась, то Кундера покорил меня шуткой, вальсом и любовями.
Для меня романы и повесть связались между собой двумя нитями - время и женщина.
Женщина-время: "Ни завтра, ни потом" повествует о ночи любви и наслаждений между мадам де Т и молодым шевалье. Каждая фраза, каждое слово - выбрано, вымеряно, взешено. Их диалоги - ювелирная работа, от того и ночь любви у мужа под носом не грешная и пошлая, а таинственная, соблазнительная и прекрасная. Мадам де Т - женская тайна в чистом виде. У нее есть муж, есть любовник, но вот он, молодой шевалье, рядом с ней. Так почему бы не насладиться каждым мигом? Ведь время постоянно спешит покинуть нас и мы не в силах его остановить. Но ведь вполне способны замедлить? Вот и она не упустила ни мига. В свою очередь для молодого человека это было чем-то вроде маленького чуда или хитрого фокуса - раз и нет больше ничего.
Время: "Неспешность" - своеобразный ответ на повесть Денона. Прошли века и человек не только не остановил время, но и стал тратить его гораздо быстрее. Время пересело с кареты на самолет. Кундера показал несколько зарисовок, в том числе и автобиографическую, о том, какую роль время играет в жизни людей. Мне больше всего понравился чешский ученый. Его настоящая жизнь фактически прервалась августом 1968-го, а теперь его сердце снова бьется, причем слишком учащенно, чтобы собраться и вспомнить о докладе, который держит в руках. Между прошлым и настоящим прошло много лет, но для него это не имеет никакого значения. Главное - он снова здесь, на конференции энтомологов, снова в лоне науки, где и должен быть.
Женщина: "Подлинность" снова вернула меня к картине женщины. Жан-Марк и Шанталь. Бытовой аспект их отношений весьма прозаичен - у них гражданский брак, они живут в ее квартире. Но духовный... Она переживает о потере сына уже который год, но вот настало время новой потери - ее красоты. Она уже не ощущает себя красивой, не ощущает себя женщиной. Он же смотрит на мир сквозь Шанталь-призму и не видит альтернативы. Когда его жена зациклилась на мыслях об утрате своей привлекательности, Жан-Марк устроил ей переписку с "таинственным незнакомцем", подул на угасающий уголек желания их отношений, получив в итоге пламенную Шанталь. Но не только в любви. Когда она узнает об обмане, все то же пламя толкает ее на гнев, побег и провокации.
В конце Милан пишет, что все это был сон, а может не все, и не ясно, чей именно сон и с какого момента кому именно он снится. Он рисовал картину, а потом выплеснул воду на полотно - и все размылось, и уже не ясно, где что, и было ли тут вообще что-либо. Однако остается картина - основа. И основой романа, как мне кажется, является подлинность любви. Шанталь некрасива для себя, но прекрасна для мужа. Она горевала по утраченому сыну, а позже сказала ему спасибо за свободу. Таинственный поклонник был посетителем кафе, попрошайкой на улице и просто неизвестным. Все многолико. Но любовь - вот истинная подлинность между Жан-Марком и Шанталь. И не только между ними.291,2K