Рецензия на книгу
Поражение Федры
Лора Шепперсон
Аноним11 августа 2023 г.Юная Федра и представить не могла, что волею богов окажется женой Тесея, царя Афин, вместо сестры Ариадны. Наивная и неопытная, поначалу она смиряется со своей участью: быть невидимкой при дворе гораздо более старшего мужа и терпеть грубости от его пасынка Ипполита.
Но когда Ипполит нападает и берет ее силой, Федра отказывается молчать и вызывает его на суд. Федра — чужестранка с запятнанной репутацией. Ипполит — образец чести и добродетели, присягнувший богине Артемиде. Кто окажется жертвой? А кто будет наказан? Теперь судьбы Федры и Ипполита — во власти великих мужей Афин, и только женщины понимают, насколько скользкой может быть правда в корыстных руках.
Во-первых, что хочется отметить, - это не историческое фэнтези, как написано почти на всех книжных ресурсах. Субъективно, миф и фэнтези не одно и тоже. А "Поражение Федры" - это ретеллинг мифа о Федре и Ипполите.
Для справки: Федра, критская принцесса, сестра той самой Ариадны. После победы Тесея над Минотавром она становится женой Тесея. Он увозит ее в Афины, там они живут довольно много лет вместе, рожают двоих детей. А потом Федра влюбляется в пасынка - Ипполита (сын Тесея и королевы амазонок). Решившись, она признается в тайных чувствах, но возлюбленный ее отверг. Итог этого мифа разный в разных источниках. От заговора богов до самоубийства из-за безмерной вины.
Для меня автор смогла передать атмосферу и даже немного стиль мифа. Да, она "переписала" некоторые моменты в угоду сюжету или просто "я художник - я так вижу". Например, Тесей приехал побеждать Минотавра не юношей, а в почтенном возрасте 40 лет. Или Минотавр оказался братом Ариадны и Федры. Но я понимала, что читаю ретеллинг, а не сам миф. Это самостоятельная история, никак не претендующая на историческую достоверность. Мы же не осуждаем авторов за нестандартное описание вампира или истории про призраки?
Концовка истории связала вместе все концовки мифа. Тут смешалось и истина этой версии, и политические интриги, и религия. И каждая из них вполне могла быть в реальности.
Герои вполне живые и различаются между собой. Да, особого погружения в характеры не ждите. Но и вопросов, почему тот или иной герой поступает так или иначе не возникает. Язык может показаться суховатым, но для меня это сработало. Читалось легко и интересно именно из-за манеры повествования. Хотя некоторые словечки, не характерные тем временам, иногда "режут" глаз.
Самое интересное, что если убрать из этой истории миф про Федру и Ипполита, заменить всех любыми другими персонажами из какого-нибудь фэнтези, но разницы особой не будет. Может, поэтому, книгу и причисляют к фэнтези. Плюс придется лучше прописывать мир, характеры, и, скорее всего, сделать как минимум трилогию.
Трагедией я назвала книгу не просто так. Потому что конец, впрочем, предсказуемый. Даже если не знаешь мифа и всех его концовок. Но вообще эмоции кардинально поменялись: если в начале ты добрая наивная девушка, некрасивая по сравнению с Ариадной вторая дочь Миноса и ощущаешь себя именно такой, то ближе к концу ощущение неизбежной трагедии проявляется все больше, и явно чувствуется гнетущая атмосфера.
Хочу предупредить, что в романе есть немного от повестки. Зарождение феминистских настроений, связанные с отношением к женщинам (особенно низших сословий) и насильственные действия по отношению к ним. Но я не воспринимала это именно как повестку. Да, крамольные и несвойственные тому времени мысли возникали в голове Федры и Медеи, но меня не коробило. Это жизнь. И такие ситуации были и в Средневековье, и в Эпоху Просвещения, и позже. И если хотеть видеть везде повестку, то найти ее можно и в "Колобке".
Если придираться к каждому слову и сцене, сравнивать с историческими событиями и ждать именно исторический роман, то вы будете разочарованы. я же брала книгу с желанием насладиться интересной трагичной историей.
6284