Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Спартак

Раффаэло Джованьоли

  • Аватар пользователя
    Аноним3 апреля 2014 г.

    Спартак. Одно лишь слово у меня ассоциируется с некой мощной, неудержимой силой, подобной девятому валу или огненному вихрю, которые возникли за считанные мгновения, разрослись до умопомрачения и… увы, скоропостижно исчезли. Однако следует помнить, что такие стихийные явления тоже оставляют следы.
    Собственно, такое сравнение в определенной мере отражает жизненную историю Спартака – гладиатора, получившего свободу и желающего освободить мир от тяжкого ярма в лице погрязших в разврате богачей, истребив рабство как явление. Интересно, что герой вовсе не машина для убийств или фанатик своих идей: он не только образованный и умный человек, но также и прекрасный военный стратег:


    О!.. Клянусь всеми богами ада! — зарычал Марк Красе, узнав о случившемся. — Да что же это за человек?.. Я запираю его в железном? кольце, он убегает; я разбиваю его, он собирает новые войска и нападает на меня еще более сильным, чем раньше; я сообщаю, что война приходит к концу, он разжигает ее еще сильнее!.. Клянусь душами умерших! Это злей призрак! Это вампир, который с каждым часом все больше жаждет крови! Это волк-оборотень, питающийся резней и убийством!
    — Нет, это просто великий полководец.

    Кроме того, автор показывает не только ту сторону медали, где Спартак – воин. Он также горячо любящий мужчина, который так и не смог пожертвовать своими идеями в пользу чувственной сферы, в чем вряд ли его можно обвинить, ибо есть люди, удел которых находится в полярно противоположной области от любви. Судьба выставляет их на поле боя, где каждый из них за что-то должен бороться, и такая битва не предполагает уютного дома и долгой безбедной жизни.
    Несомненно, Джованьолли идеализировал образ Спартака, но, соотнося сюжет романа с современными событиями, я поймала себя на мысли, что именно в таком герое с большой буквы нуждается далеко не одна держава – в этаком светоче, путеводной звезде. Спартак и примечателен тем, что воплощает в себе самое лучшее, такое манящее и недосягаемое.
    И, что самое трагическое, такие герои служат лишь подтверждением того прискорбного факта, что масштабные цели достигаются грязными путями, выложенными хитросплетениями интриг, обманов, морей крови и гор из костей. Отчасти образчиком этого факта является Эвтибида – изворотливая, словно змея, интриганка, отвергнутая Спартаком. Женщина, которая не гнушается слежкой, сплетнями, заговорами, случайными связями, поголовным обольщением для достижения своей цели. По сути, именно такие люди и приходят к власти. И с трудом ее можно было бы понять, но я уверена в одном: любовь к Спартаку от того и горела ярким пламенем в ее сердце, что не была разделена, ибо Эвтибида – охотница, в отличие от Виктории, истинной избранницы героя.


    — Все дозволено с такими людьми, для которых нет ничего святого и которые ничего не уважают… С вами — позор за позор, убийство за убийство, резня за резню…

    Если затронуть тему недостатков романа, то книге для идеала недоставало художественности, поскольку жажда автора упиваться своим знанием чрезмерно наявна, что одновременно является вторым недостатком. К тому же, некоторые моменты уж слишком наиграны, например, встреча Спартака с Крассе – разговор двух врагов, добровольно не захвативших полк охраны и пару ножей для обороны, несколько смущает.
    Тем не менее, книга примечательна именно своей героической составляющей. После нее возникает ощущение причастности к чему-то великому. И кажется, что были такие люди, способные умереть ради благой цели, и была такая любовь, что вела во вражеский лагерь… Была масштабность, а не мелочность.

    14
    157