Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ossigeno

Sacha Naspini

  • Аватар пользователя
    oceanic_fruit12 мая 2023 г.

    Мой научный руководитель всегда говорил: «Если не можете придумать оригинальную тему для исследования, посмотрите на знакомую проблему с непривычного угла».

    Итальянский писатель Саша Наспини тоже решил воспользоваться этим нехитрым советом и написал роман «Кислород», который, по сути — давно рассказанная история про маньяка, похищающего девушек, но изображенная с необычного ракурса. А точнее, сразу с пяти: сына маньяка, девушки в плену и после освобождения из него, ее матери, подруги и еще одного персонажа, роль которого для нечитавших лучше оставить в секрете.

    Но ближе к финалу становится очевидно, что Наспини писал не столько триллер, сколько художественную иллюстрацию треугольника Карпмана – психологической модели отношений между людьми, попеременно играющих роли спасателя, жертвы и преследователя. Ключевое слово – попеременно.

    Люди, попавшие в бермудский треугольник Карпмана, в разных обстоятельствах способны переключаться между этими ролями. Именно поэтому дети, страдающие от насилия в семье, в будущем часто сами становятся агрессорами и передают этот паттерн уже следующему поколению. В общем, как пела Таня Зыкина: «виноваты родаки, а в их косяках - их родаки, и их родаки, и их родаки…».

    А иногда человек может быть спасателем, жертвой и агрессором по отношению к самому себе. И иллюстрация этого феномена у Наспини тоже есть. Тут к хору подключается Мэрилин Мэнсон (или группа Eurythmics, как вам больше нравится) и поет: «some of them want to use you, some of them want to get used by you, some of them want to abuse you, some of them want to be abused», а иногда вместо some of them – ты сам.

    На мой взгляд, Наспини больше интересовало создание художественного портрета созависимых отношений, чем достоверного триллера, поэтому к фактической части романа появляются вопросы. Например, (дальше легкие спойлеры)

    я не верю, что девушка, которая 14 лет провела в контейнере, не занимаясь никакими физическими упражнениями, после освобождения будет с легкостью наворачивать километры по городу, ходить по лестницам или даже ездить в общественном транспорте. Более того, 14 лет она провела без общения с живыми людьми, но, став свободной, весьма быстро социализировалась. Да и в развитие когнитивных способностей от нуля до гениальности в экстремальных условиях и без какого-либо погружения в социум я тоже не верю. Но, повторюсь, творческая задача автора состояла в другом, поэтому, простим ему эти условности.

    В общем, поклонникам психологических триллеров про маньяков, скорее, не советую, а вот любителям покопаться во всяких психологических теориях – вполне себе да.

    11
    455