Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ossigeno

Sacha Naspini

  • Аватар пользователя
    Bookovski3 мая 2023 г.

    В 1999 году профессор антропологии Карло Мария Балестри похитил восьмилетнюю Лауру и посадил её на цепь в металлическом контейнере, стоящем во дворе его загородного дома. Четырнадцать лет спустя Балестри арестован, Лаура вызволена, а сын преступника становится одержим женщиной, которая полтора десятка лет была главной тайной его отца. Он в буквальном смысле ходит за ней по пятам, следит в социальных сетях и сам не замечает, как метафорическая цепь начинает тянуться и к его шее.

    После прочтения аннотации всё выглядит так, будто перед нами очередной триллер о маньяке-социопате, жертве со стокгольмским синдромом и вопросами о том, как же интеллигентные мужчины умудряются годами вести двойную жизнь, не вызывая подозрения у окружающих. На самом же деле триллерная составляющая, связанная с похищением, волнует Сашу Наспини меньше всего. Ужасов одиночного заключения в книге почти нет, девочка не интересует Балестри ни как сексуальный объект, ни как жертва для изощрённых пыток. И контейнер, и цепь, и ошейник в романе – лишь физическое воплощение разного рода зависимостей в межличностных отношениях, которые могут возникнуть и без насильственных действий. Отсюда много, очень много претензий к тому, как автор описывает и само заключение Лауры, и последствия этого заключения для её психики.

    В художественном мире «Кислорода» все люди делятся на пары, а в парах – на тюремщика и заключённого. Дети – заложники родителей, супруги – заложники своих вторых половин, работники подчиняются нанимателям и так далее. Иногда стрелочка поворачивается. Иногда зависимость становится созависимостью. Бывает даже так, что невозможно вычленить, кто от кого зависит больше. Герои вдыхают воздух, а выдыхают одиночество. В попытках побороть это чувство, они превращаются в монстров сами и превращают в монстров других, ведь «два одиночества не суммируются в свободу».

    34
    849