Рецензия на книгу
Бесы
Федор Михайлович Достоевский
Аноним1 февраля 2014 г.Эту книгу Фёдора Михайловича можно трактовать в совершенно разных смыслах. "Бесы", как и "Братья Карамазовы" (признаюсь, мои любимые произведения Достоевского!), как бы устами своих героев говорят больше о судьбе России, о её роли в мире, о её значении. Как говорит Степан Трофимович ближе к финалу книги (привожу не дословно): "все болячки России, все бесы её и низменности выходят, переселяясь во всех нас, а мы должны погибнуть и разбиться, очистив родину; у неё свой путь, её ждут новые открытия". Примерно так можно описать основную мысль "Бесов", ЕСЛИ понимать роман с простой и прямо описанной позиции, но можно (и нужно!) копнуть немного глубже...
Как я уже сказал, роман можно понимать с совершенно разных точек зрения- это вообще высшее проявление гениальности автора, когда его работа может трактоваться и так и эдак не нарушая общей целостности (и даже скромно прикрываясь простым детективчиком с вялотекущим, долго развивающимся сюжетом). Даже само название- "Бесы" можно трактовать как с библейской стороны (к чему нас даже открыто подталкивает автор своим эпиграфом в начале романа: "Хоть убей, следа не видно, сбились мы, что делать нам? В поле бес нас водит, видно, да кружит по сторонам". Понимая книгу в этом смысле, ВЕСЬ город может представляться как глобальное скопление бесов и бесят: они злословят, критикуют, шепчутся, сплетничают друг про друга и врут за глаза; где главным бесом будет нарисован Пётр Степанович, чья фамилия неспроста Верховенский, что означает как бы "верховный", "высший", "вне подозрений", что в итоге, почти так и оказывается, если учесть, что "Петруша" всех обманул и улизнул под носом у всего города! Будь в сердцах простых жителей хоть немного Бога, а не один новомодный атеизм, разве случилось бы то, что в итоге случилось?!) так и с политической (один человек, опять же Верховенский, решает "опустить в глазах народа местную власть" используя при этом особо глупых людей, этаких бесов в делах государственных, непонимающих ничего, но считающих себя очень умными. Он внушает им свою, совершенно надуманную, глупую и изначально безбожную, идею и они слепо идут за ним: предают, убивают, поджигают города и прочее. Будь в этих людях хоть немного веры в Россию, разве случилось бы всё, что случилось?!); как с воспитательной (ведь если вспомнить, что Степан Трофимович ИЗНАЧАЛЬНО не воспитывал в сыне божеского, не занимался им вообще, а, даже напротив, отослал на воспитание чёрт знает куда и кому, то совсем не возникает ничего удивительного, в том, что Пётр Степанович вырос таким, каким вырос, то есть: открыто презирающим отца, смеющимся над губернатором и "пудрящим мозг" всех и вся в мелком, провинциальном городишке. А если бы Степан Трофимович правильно воспитывал своего отпрыска, разве случилось бы то, что случилось?!), так и с патриотической (ведь само "бесовство", в лице Петра Степановича, пришло из Швейцарии: именно оттуда Верховенский привёз идеи либерализма, которым так быстро и совершенно не задумываясь стали поклоняться почти все жители городка, наплевав на своё, родное и православное, унижая единственного "славянофила старой веры" Степана Трофимовича всякими колкими замечаниями насчёт его якобы "отсталости от мира земного". Будь в их головах хоть зачатки патриотизма и любви к родине, разве случилось бы то, что случилось?!). И ТАК ШИРОКО И ГЛУБОКО МОЖНО ТРАКТОВАТЬ ОДНО ТОЛЬКО НАЗВАНИЕ!!!
Я уже и не говорю, сколько сотен, если не тысяч, трактовок самого романа можно здесь привести- их великое множество. Идея Достоевского глобальна, проработана, умна и, что очень важно, актуальна и по сей день! Сколько среди нас ходит таких Кириловых, Петров Степановичей или (особенно много!) Степанов Трофимовичей? Вопрос, конечно, был риторическим. Исходя из всего этого нельзя отрицать, что роман был пророческим и предсказавшим всю дальнейшую и нелёгкую судьбу России (если кто не знает: Ленин вдохновился идеей революции именно после прочтения этого романа, но я даже знать не хочу как превратно и неверно он её истолковал, раз пошёл таким кровавым и радикальным путём; Достоевский же, как я понял, наоборот говорит, что дело не в революции и ей ничего не изменить: "Пожар не на крышах домов, пожар в умах!", как кричал один из центральных персонажей в самом разгаре своеобразной "революции на фоне маленького городка" в самом романе). Неудивительно, что в год выхода "Бесов" их не очень поняли и оценили, зато, что показательно, слава пришла немного позже, уже в двадцатом веке, а сейчас роман включают в великое "пятикнижие Достоевского" наряду с четырьмя другими бесспорными шедеврами мирового классика ("Преступление и наказание", "Идиот", "Игрок" и "Братья Карамазовы").844