Рецензия на книгу
Шантарам
Грегори Дэвид Робертс
Аноним29 января 2014 г.Хорошо известно, что чрезвычайные обстоятельства, в которых человек оказывается, требуют какого-то переосмысления. В идеале - рефлексии, в самом простом случае - хотя бы пересказа содержания травмирующего события. Это просто одна из форм психологической защиты личности. Тюрьма - это как раз такой опыт. И его переосмысливали веками и поколениями. В том числе - великие писатели, имена которых всем хорошо известны.
А как быть, если человек значительную часть своей жизни вместо переосмысления шокирующих или тяжелых ситуаций довольствовался возможностью забыть их в наркотическом дурмане? А как быть, если он к тому же вынужден жить в непрерывной лжи, не умея доверять даже самым близким?
Пожалуй, именно это и стало причиной того, что Грегори Джон Питер Смит написал этот 1000-страничный кирпич. Человеку просто надо было попытаться найти себя. Прекрасно, что он на это решился. Нашел ли он себя? На мой взгляд, нет. Хорошо ли он сумел рассказать о себе? Плохо. И для целей психотерапии, поскольку тут он много врал, да и вообще не сумел проанализировать причины и предпосылки своих поступков... И с точки зрения литературы, поскольку роман грешит стилистическими ляпами, пошлостью, литературными штампами и прочими приметами низкопробщины.
Но зачем я нападаю на мужика? Огромное число - да что там? - преобладающее большинство людей не способны к рефлексии. Они могут пересказать событие, могут даже притянуть к ситуации какую-то мораль (вспомните, как часто вам встречаются в жизни любители афоризмов :)))), но личностно, персонифицированно переосмыслить событие - оказываются не способны. Вот и получается, как в этом романе - трындит человек о происходивших, весьма ярких, событиях, а в конце - бум! Мораль. Или афоризм красивый. И чего я тогда ворчу? А все просто. Дожил человек до полтинника (это я по моменту издания книги считаю), а честно посмотреть на себя так и не решился... Мужчиной - так и не стал. Резвится, как дитятя, и сам собой любуется... Хотя, чего я? Может, сейчас уже поумнел. Все-таки, 10 лет прошло... Впрочем, боюсь, что нет. Сидит в прекрасной квартире с красивой женой-принцессой посреди Бомбея, наслаждается собственной популярностью среди туристов и пишет второй кирпич, про мучения героя и нравственное его перерождение в тюрьмах... И там философии будет в РАЗЫ больше. Просто потому, что он не смог увидеть и понять себя, реального человека. Он надел маску Шантарама точно также, как всю свою жизнь надевал другие маски. И теперь будет учить последователей. И даже, возможно, создаст что-то вроде секты, поскольку все эти восхищенные вопли вокруг его романа и его личности создали в его воображении собственный образ гуру, и так и не позволили посмотреть на себя со стороны. А люди так любят романтизировать образы "поднявшихся из грязи", "несломленных", "выстоявших"...
Только о чем вы? Он никуда не поднимался. Он всё там же. Только немного переоделся, совершив очередное мошенничество... Он же впарил всем своё творение! :))))
А тут уже вспоминается "Королевский жираф" из Гекельберри Финна. Марк Твен всем отлично рассказал, как поступать обывателю, если он чувствует себя одураченным... :)))
Я оценила бы эту попытку выговориться вполне нейтрально, если бы не одно Но. Сказал он в одном интервью:
Я - серьезный писатель, уровня старых мастеров. Я хочу писать как Толстой, как Достоевский. Террасы моего романа располагаются на четырнадцати символических уровнях. Первые два - это Библия и «Ад» Данте. ...
Я люблю собирать роман, как архитектор - здание. Я физически раскладываю на столе макет каждой главы, и он занимает несколько метров. Это глубокая, многослойная работа; так писали Стендаль и Флобер, так был создан «Моби Дик».А вот это уже - преступление. Настоящее, реальное мошенничество. Врете, Грегори! Я - читала. И Стендаля, и Толстого, и Достоевского, и Флобера, и Мелвилла... И я знаю, что такое настоящая литература. Куда вам до старых мастеров! Вам и до новых-то - как до луны.
А вот наивные детишки, которые возьмутся за его графоманские тексты, привлеченные красивой обложкой или образом "благородного бандита", будут искать в них что-то серьезное. Будут считать, что ЭТО - и есть литература. А это не литература. Это - блатная романтика. Русский шансон в стиле: "Подарила мама мне вязаный жакет..."
Изложение. Щедро приправленное индийскими специями, бульварными трюизмами, научными терминами и прописными истинами.
Тень - знай своё место! (С)39334