Рецензия на книгу
Иеффай и его дочь
Лион Фейхтвангер
Аноним20 января 2014 г.Я переоценил себя, и я дал своим диким страстям овладеть мной. Помоги мне, если можешь, чтобы все свершенное не обернулось злом.
Лион Фейхтвангер ''Иеффай и его дочь''.Все обернулось не злом, но стало катастрофой. Для одного-единственного человека. Внутренним крахом.
В этой небольшой книге – всего каких-то 200 страничек, - Фейхтвангер превзошел все, что было ранее написано им, глубина и трагизм достигают невероятных высот, нет, это не означает, что все написанное ранее ( ''Иеффай и его дочь'' это самая последняя работа писателя) гораздо слабее, нет, просто именно в этой книге, начиная от стилистики, приближенной к библейскому тексту и заканчивая последней точкой, которая вознеслась к каким-то невиданным высотам трагедии и её неизбежности, закручивая историю библейского Иеффая в тугую спираль, которая выстрелила там, на жертвенных камнях легким шафрановым платьем и звонким девичьим голосом, голосом, который просил смеха перед вечностью, так вот именно в этой книге всё, что накопил Фейхтвангер за всю свою творческую жизнь, достигло своего совершенства. История получилась невероятной глубины - там черпать и черпать, перечитывать и перечитывать, - дна не достигнешь.
История Иеффая в Библии (Книга Судей, главы XI-XII) занимает несколько страниц, поражая плотностью и насыщенностью биографии – несколько страниц и целая жизнь, закончившаяся трагедией. В своей книге Фейхтвангер пытается разобраться и рассказать, что привело Иеффая и его дочь к жертвенному камню, какой была та эпоха, когда множество богов сражались между собой и вовлекали в кровавые войны людей? Кто из них возьмет верх в войне богов? Яхве? Аммон? Мадиам? И как отличить своего от чужого, если разница между людьми только в том, в какого Бога они верят. Но история Иеффая сложнее, чем кажется на первый взгляд и затрагивает два важнейших вопроса бытия человека – куда и к чему приводит чрезвычайная гордыня, а вот второй один из сложнейших вопросов личной ответственности за содеянное и за данное слово. Иеффай сам запустил механизм трагедии в тот момент, когда оскорбленный сводными братьями и священником, вместо смирения выбирает другой путь. Он мечтал стать Судией Израиля, он мечтал добыть славу самого прославленного военачальника, он мечтал объединить Израиль и стать во главе. Ему нужно было только смириться, но он ушел из Галаада, не желая выгонять из дома любимую жену аммонитянку и не желая быть рабом у собственных братьев. Он ушел в пустыню. Туда, где было многобожие, и он жил среди язычников, среди их богов и не понимал, как его Яхве не может принимать в свое сердце этих людей, если он смелы, храбры, порядочны. Он и дочь хотел отдать чужому богу, как залог мира с аммонитянами. Там, в пустыне, Иеффай пытался жить по своим законам, но пребывая в мире Яхве, желая милости и победы у Яхве. И Яхве ему ее дал!
Но победа, ударила в голову, помутила рассудок, заставила в гордыне совершить преступление против собственных союзников, дабы ни с кем не делить этот сладостный плод упоения собственным величием.
Но Иеффай пошел дальше в своих притязаниях, он возгордился настолько, что не желал делить победу ни с кем, даже с теми, кто пришел на помощь, вопреки его воле; ему важно было увидеть унижение братьев, выгнавших его, и их матери; ему важно было увидеть их унижение. Он увидел. Он вернулся в Галаад на собственных условиях. Победитель, что тут скажешь. Царь Горы.
Яхве ему дал победу. Яхве дал ему место Судии Израиля. Но за все нужно платить – закон жизни. Либо ты жертвуешь малым и смиряешься, медленно, но верно идя к победе, либо же, как Иеффай, огненным вихрем возносишься к вершине, несломленный, гордый, и отдаешь самое дорогое, что только есть в жизни. Сам смысл жизни – собственную плоть и кровь. Большая жертва за большую победу. Это плата не только за победу, но и за гордыню. Чем-то нужно жертвовать. Сэкономишь в малом – отдашь вдесятеро больше.
На самом деле, в Библии не сказано, что случилось с дочерью Иеффая: был ли это жертвенный камень, или сожжение, или она просто не продолжила род отца, в главе XI лишь сказано, что и она не познала мужа. Фейхтвангер же в книге выбирает жертвенный камень. Но по сути не это важно, а то, что положив между Богом и собой обет - победа в обмен на того, кто выйдет первым встречать Иеффая дома, - сам Иеффай мог умолчать об этом, скрыть и не говорить никому. Сегодня такой обет и его исполнение кажутся глупостью, правда? Нелепым и глупым действом, не имеющим никакого смысла. Но Иеффай дал слово. Даже священник Абийям пытался обойти данную клятву, придумывая способы и формулировки, которые бы удержали руку Иеффая. Но нет. Он дал клятву, он дал слово, и он не смог переступить через себя и свое понимание долга перед Яхве. Мог ли гордый Иеффай поступиться своим словом и не сдержать его? Чудовищный внутренний крах одного человека перед лицом Яхве. Чудовищный. Только представьте себе какой силы борьба шла внутри Иеффая: слово, данное перед лицом Бога против жизни самого дорогого человека. Страшный выбор. Страшный тем, что сама Яала приняла свою жертву перед Яхве, добровольно согласилась взойти на жертвенный камень.
Я рада и горда тем, что и я причастна к победе, к твоей победе. Поступи со мной так, как обещал богу, отец мой.Глубокая и мудрая книга, в которой так много вопросов и размышлений; история, которая концентрируется на одном герое, но разветвляется на многих персонажей и у каждого своя гордыня, свой бог, своя история, свои амбиции. Если бы ненависти и гордости было у каждого чуть меньше, а доброты и сострадания чуть больше, если бы ...
Нет более мужа Иеффая, есть лишь слава Иеффая, это она сейчас сидит здесь на каменном стуле
Он хотел славы, он хотел быть Судьей. Он все получил, но какой ценой?44314