Рецензия на книгу
Девственницы-самоубийцы
Джеффри Евгенидес
Аноним12 января 2014 г.I
Жить скучно.
Мы, сестры Лисбон, знаем это наверняка. Даже не спорьте, ничего нового, чего бы мы не знали, вы не скажете. Жить скучно, особенно, когда целыми днями заперт в четырех стенах. Чего ради всё? Не говорите нам о смысле жизни, в котором сами ничего не смыслите. Вы учитесь, работаете, создаете семью, рожаете детей - в этом вы видите свое предназначение. Вы хотите то же навязать и нам? Нет уж, спасибо. Бесконечное размножение, продолжение своего рода без раздумий для чего его продолжать... Бестолковая рекурсия - вот что такое ваше продолжение рода.
Человек думает, что он знает, что делает, для чего живет. Он веками себе придумывает новые предлоги для продолжения своей жизни, своей цивилизации, переделывает природу сообразно своим взглядам и представлениям какой она должна быть. Он считает себя умнее природы, он - практически бог, он создает свой мир. Как люди глупы! Они сначала изменяют экологию, а потом разворачивают борьбу с последствиями ее изменений. Они строят громадные заводы, а затем спасают деревья в округе. Но спасти их не получается и:
удаляя один больной вяз во имя спасения остальных двадцати, затем еще один, чтобы сохранить девятнадцать, — и так далее, пока не остался лишь одинокий обрубок...
они остаются на разоренном пепелище, с недоумением озираясь вокруг. К чему жить среди этой глупости? Не лучше ли сделать так, как говорится в нашей любимой песне:
Эй, хотелось тебе когда-нибудь
По ту сторону радуги заглянуть?
Я знаю дорогу, ведущую в рай.
Эй, детка, давай подпевай:
Сны, они для тех, кто спит,
Жизнь для тех, кто ею дорожит.
И если тебе по душе моя песня,
Давай долетим до радуги вместе.
IIПовествование от безликого «мы» - отличная находка автора. Ведь только так и следовало бы вести рассказ. Семья Лисбонов – цельный организм, неделимый по частям. Мальчишки, наблюдавшие за их жизнью со стороны – также единое целое, группа еще несформировавшихся личностей, которых нецелесообразно рассматривать по отдельности. Ведь каждый день девочки вместе просыпались, вместе отправлялись в школу, вместе прогуливаясь на переменах, просиживали вечерами вместе со своей семьей перед телевизором, наблюдая скучнейшие передачи, прошедшие цензуру их мамашей. Соседские мальчишки в свою очередь тоже целые дни были неразлучны – в одном классном помещении, на одном бейсбольном поле, в одном штабе, которой они сколотили на дереве. Развитие отдельного представителя какого-нибудь «организма» происходило с развитием всего «организма» в целом.
Также автором дается множество минирассказов-ответлений, помогающих окунуться в атмосферу того города, узнать порядки и обычаи его жителей, понять, что творилось у них в головах, чем была наполнена их повседневность. Такой стиль дает более широкое восприятие описываемых событий, и делает попытку рассмотреть произошедшее как можно с больших точек зрения. Ведь у каждого жителя есть свое видение совершенных самоубийств. Кто-то увидит в них безысходность, кто-то приверженность к оккультизму, а кто-то думает, что дело в «недостатке нейромедиатора».
III
Кого винить в суициде? Семью, общество, самих самоубийц? Если учесть, что подростки весьма мало осведомлены о жизни и не знают вполне всех ее прелестей, то, наверное, в их судьбоносном поступке стоило бы винить общество.
Оглянитесь вокруг. Мы живем в замечательное время, практически в уже наступившем «светлом будущем». Мировые войны не идут (если не считать террористических актов), неотвратимые эпидемии болезней не свирепствуют, а главное для нашего предмета рассмотрения, - детям больше не нужно с ранних лет помогать родителям, распахивать вместе с ними поля, разносить почту за гроши, быть маленькими помощниками на заводах. Дети теперь предоставлены сами себе, наконец-то у них есть «счастливое детство»! Ура, товарищи - лелеемая веками мечта человечества воплотилась в жизнь!
Родители счастливые достижениями своей цивилизации отправляют своих милых созданий в школу, отдавая их на поруки педагогам, перебрасываясь уже дома после школы с ними общими фразами, проявляя внимание к их учебе, и предоставляя им уйму свободного времени. Родители одаривают их игрушками и гаджетами, заботятся об их питании, одежде, планируют за них их будущую жизнь. Что остается детям? Расти и развиваться как цветочкам в горшочках на подоконнике на радость маме и папе. Родители думают, что знают своих детей. Но знают ли они, что творится в их головах, когда те остаются наедине с собой?
Незанятые и необремененные трудностями жизни дети слишком много имеют свободного времени на рефлексию, которая их неокрепший и малоопытный мозг приводит к скоропалительным выводам и решениям не в пользу продолжения жизни. Кем-то нанесенные обиды раздуваются в их одиночестве до вселенского масштаба, неразделенная любовь кажется последней, без надежды на повторение.
Мозг ее, оставаясь равнодушным созерцателем, не принимает многообразия окружающей жизни, но лихорадочно вспыхивает в отдельных критических точках, вновь и вновь переживая полученные обиды и хороня потерянные мечты.
Тем самым, залатав болезненную дыру в одном месте, человечество обнажило проблемы в другом. Наверное, на роду написано человеку мучиться, искать, наступать на одни и те же грабли. Что спасет его, его детей? Возможно, спорт, творческие кружки, музыка, искусство, новые знакомства, путешествия… Должно помочь.73672