Рецензия на книгу
Бартлби и компания
Энрике Вила-Матас
Аноним9 января 2014 г.Лучшей рецензией на эту книгу, если не единственно возможной, была бы рецензия ненаписанная, не потому что «иная тишина в зале дороже самых бурных аплодисментов», а потому что в контексте затронутой темы – исследование творчества писателей направления Нет – это был бы прекрасный и логичный выбор: ничего не писать. Лишь само существование подобной книги позволяет, следовало бы сказать побуждает, тем не менее отказаться от молчания.
История зарубежной литературы XX века, по крайней мере в общих чертах, известна многим: модернизм, дадаизм, сюрреализм, поколение 27 года, УЛИПО, Тель Кель и тому подобное. Общий кризис основополагающих ценностей западной цивилизации, распространение нигилизма и активные поиски идеала, как попытка противостоять катастрофе. Но единственным заслуживающим внимания течением современной литературы, по мнению Вила-Матаса, следует считать направление Нет, литературу отрицания или отказ от письма - the rest is silence, как говорил Гамлет. Вместе с литературой претерпела изменения и литературная критика – метод «пристального чтения», структурализм, ритуально-мифологическая школа, деконструктивизм и так далее, - и здесь мейнстримом стало превращение литературоведения в игру. Достаточно вспомнить «Шесть прогулок в литературных лесах» Умберто Эко: балансирование между вымыслом и фактом, критическим анализом и фантазией. Вила-Матас уступает Эко в научности изложения материала и рациональности мышления, – насколько можно быть рациональным, когда пишешь «постраничный комментарий к невидимому тексту»? – но превосходит его в искусстве сочетания воображаемого и действительного и в умении рассказывать истории.
Хотя литературное направление Нет и относится к 20-ому веку, но как и следовало ожидать, начало ему положено в веке 19-ом: это «Письмо лорда Чандоса» Гофмансталя и собственно повесть Мелвилла «Писец Бартлби». Стоит напомнить, что характерной особенностью героя Мелвилла – служащего судебной конторы – является полное неприятие мира: на любые просьбы сделать что-либо, рассказать о себе и даже предложения перекусить, он неизменно отвечает: «Я бы предпочёл отказаться». Так же, как замечает Вила-Матас, «некоторые творческие личности, пусть даже наделённые высоким чувством эстетической ответственности (а возможно, именно из-за этого), так и не начинают писать; правда, бывает, они всё-таки создают одну-две книги, а затем наотрез отказываются продолжать; бывает также, что они начинают писать весьма бойко, и вдруг, в один прекрасный день, их едва ли не в буквальном смысле разбивает паралич – и уже навсегда».
Если Гофмансталь и Мелвилл составляют основу, фундамент «дома бартлби», то стенами его служат Франц Кафка, Роберт Вальзер, Людвиг Витгенштейн и, к своему удивлению, Альбер Камю – писатель направления Да, но слишком хорошо понимающий литературу отрицания. Есть у дома и крыша, некий венец - это Сэмюэл Беккет, чьей цитатой Вила-Матас и заканчивает книгу.
Почему писатели перестают писать или не желают даже браться за подобное занятие? Во-первых, из духа отрицания (когда это чувство последовательно, отрицается не только писательство, но и сама жизнь); или потому что слова «бессильны что-либо выразить»; уже был создан шедевр и теперь, в лучшем случае, можно только повториться; потому что современный писатель стал слишком гламурным персонажем – многочисленные интервью, выступления, фестивали и прочее (и тут можно вспомнить скромного учителя Луи Пуарье – и Вила-Матас вспоминает, – писавшего под псевдонимом Жюльен Грак и всеми силами избегавшего популярности); потому что нет признания; скучно; сегодня плохая погода; не ваше дело, наконец…«Всё по-настоящему искреннее лучше оставлять невысказанным», сказал Сэлинджер и замолчал как писатель. «Думаю, писать книги стало уже делом невозможным. Вот я и не пишу книг» - определил литературный критик Роберто Базлен и всю жизнь комментировал чужие произведения. Даже Лев Толстой, с точки зрения Вила-Матаса, с его «бегством из рая» был представителем направления Нет.
Знающий не говорит,
Говорящий не знает.62518