Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сивилла

Флора Рита Шрайбер

  • Аватар пользователя
    Аноним7 января 2014 г.

    Я буквально «проглотила» «Сивиллу» за пару ночей! На мой взгляд, это - совершенно замечательная и очень гуманистическая книга, хотя она из тех, что, как говорится, «на любителя» и, может быть, даже и не самая интересная из того, что мне приходилось читать раньше в подобном жанре. Книги и фильмы, в которых сплетаются психоанализ и литература, вообще, на мой взгляд, - весьма рискованное художественное поприще, почти такое же, как фильмы о войне или катастрофе, которые ещё помнят очевидцы: они всегда балансируют на тонкой грани между критическими оценками специалистов и упрёками в отсутствии у сюжета выраженных литературных достоинств. Но здесь меня очень впечатлило, как клиническому случаю множественного расщепления личности была придана корректная и увлекательная литературная форма, сделавшая его не просто более понятным, но почти зримым и наполненным сильными, иногда почти катарсическими, эмоциями, начиная с первой сцены, когда Сивилла «заблудилась» в Филадельфии. В этой беллетризированной форме одно из сложных и тяжелых личностных нарушений, как ни странно, не вызывает ни сильного страха, ни сопротивления, ни отторжения, только любопытство и естественное сочувствие героине, у которой внутренние и внешние нелады со временем, личностью, воспоминаниями и жизнью в целом. Мне было очень интересно следить за всеми событиями в этой истории, разбираться в анамнезе героини, улавливать тонкости развития взаимоотношений внутри её патологически отстранённой семьи, осуждать равнодушие близких и знакомых, осознавать различия всех расщеплённых персонажей и понимать, как и почему «раскалывается» «Я», кто в этом виноват и что делать. Видимо, что-то в этом есть – изучать случаи сложных психических нарушений, пользуясь не столько учебной и научной литературой, сколько «литературной психиатрией», пытаясь вчувствоваться в них изнутри, отрезонировать собственной личностью, а не только «постичь рассудком». В конечном итоге, такие книги учат нас не бояться ничего человеческого, какие бы причудливые формы оно не принимало. Помнится, нечто подобное я переживала, когда читала книгу Я. Вассермана «Каспар Хаузер, или Леность сердца», а потом - Н. Земон Дэвис «Возвращение Мартена Герра» (эту историю больше знают по фильму «Соммерсби» с Р.Гиром, хотя есть и одноименный французский фильм, но сама средневековая история - намного более захватывающая и «дикая», сохраняющая таинственность и саспенс до последних страниц).

    8
    92