Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Грозовой Перевал

Эмили Бронте

  • Аватар пользователя
    Kathi_K14 декабря 2022 г.

    Любовь и прочие неприятности

    Если дать кому-нибудь почитать этот роман, не называя имени автора и названия, он подумает, что роман написан садистом о садистах. Хотя, конечно, трудно найти такого человека, который бы ни разу не слышал об этой книге. Мы знаем, что это Эмили Бронте - одна из знаменитых сестер, потому так писать о ней не имеем права... Но отделаться от чувства, что эти книжные строчки идут из-под пера социопата, очень трудно. Эмили наслаждается жестокостью, которую описывает, из-за чего забывает, что вообще-то читателю нужны завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка. Прописная истина для новичка в литературе, коим Эмили и являлась. «Грозовой перевал», как известно, ее первый и единственный роман. Эмили же делает ставку на эмоции, из-за чего структура романа становится рыхлой и с трудом удерживает внимание читателя. Нам дана только экспозиция. Вот вам предложенные декорации, вот вам герои, а дальше практически ничего не происходит, особенно во второй половине книги, где герои только тайком ездят друг другу в гости, и постоянно пребывают в нервном перенапряжении.
    Эмили также не желает раскрывать характеры персонажей. Например, Хитклифф. Почему он такой? Понятно, трудное детство. Но этого мало, чтобы стать таким чудовищем. Где он пропадал с тех пор, как сбежал с Перевала? Может, там с ним случилось что-то страшное? Мало просто сказать нам, что он исчадие ада, надо, чтобы мы этому поверили, прочувствовали. Не ясна его мотивация. Зачем ему мстить и завладевать чужим поместьем, когда он и сам богат? Кто-то скажет: «Месть за любовь». «Чушь», - отвечу я. Детская привязанность к Кэтрин Эрншо, переросшая в нездоровое чувство собственничества, это что угодно, только не любовь. Чем объясняется его ненависть ко всему живому, даже к своему сыну? Опять трудное детство? Или любовь к Кэтрин? Выглядит все это как-то искусственно. Как неправдоподобны и мексиканские страсти героев. Они слишком шумные. Если бы это была театральная постановка, я бы сказала, что актеры переигрывают. Эмоции гипертрофированы, из-за чего просто кажутся смешными (по крайней мере глядя из нашего века). Но это только на мой вкус, кому-то, возможно, заламывания рук, закатывание глаз, нервные припадки и смерти от «перенапряжения чувств» придутся по душе.
    Герои женятся, рожают детей, и из поколения в поколение взращивают в себе злость и невежество. Живут в ограниченном пространстве и никому и в голову не приходит просто уехать оттуда, где нет ни Линтонов, ни Эрншо, ни Хитклиффов. Им бедняжкам даже замуж выйти не за кого, кроме как за своих двоюродных братьев. Изабелле только удалось вырваться на свободу, а вот ее сына Грозовой Перевал все равно прибрал к себе.
    Мне не хватило событий, не хватило той самой готики, и хотелось увидеть хотя бы одну цельную личность со своим внутренним миром и понятной мотивацией. Здесь же у вересковой пустоши больше индивидуальности, чем у того же Эдгара Линтона. Не хватило внутренних монологов, которые сделали бы персонажей более «живыми», потому введение в сюжет рассказчика и рассказчицы все только испортило.
    Финал – ода женской глупости и безысходности. Но он вписывается в логику этого романа. Мир замкнулся на Грозовом Перевале, других людей не существует, взять судьбу в свои руки нет никакого желания, нужно плыть по течению и прозябать где-то в английской глуши замужем за очередным двоюродным братом.
    У меня не было цели соскребать позолоту с великой классики, наоборот, я начинала эту книгу с большими ожиданиями, но для меня творение Эмили Бронте останется лишь ветхим памятником эпохе.

    8
    624