Рецензия на книгу
На волне русалки
Алексей Поляков
TatyanaShapovalova-Scheti24 ноября 2022 г.Это немного странно - писать отзыв о книге, которую прочёл год назад. Но с другой стороны, стираются детали, успокаивается эмоциональный шторм, а остаётся то, что запало в душу.
Вот уж меньше всего меня тянет в последнее время на фантастику, но книгу взялась читать, потому что автор является частью субкультуры, которая оставила неизгладимый отпечаток в моей жизни.Главное, что поражает - это оптимизм, невероятной силы и качества. Книга написана в непопулярном жанре утопии. И это хорошо. Потому что от антиутопий уже изрядно подташнивает.
Первая глава довольно тугая, не предвещающая серьёзного сюжета, борешься с желанием оставить книгу. Но довольно скоро повествование выезжает на твёрдую почву и захватывает внимание.
Действие происходит в недалёком будущем, где человечество, благодаря научному открытию излучения, подавляющего агрессию, сумело предотвратить ядерную и другие катастрофы, на пороге которых мы сейчас находимся. Соответственно, когда люди перестали сходить с ума, они начали думать и смогли найти уйму позитивных решений в организации жизни на планете.
Сюжет построен на дерзновении одного палеохудожника создать существ, никогда не живших на Земле, и загрузить их в виртуальные хронометрические программы. Здесь чётко читается аллюзия к Бредбери, но эффект бабочки выражается не столько в изменениях настоящей реальности, где придуманных существ начинают находить палеонтологи, а в запуске параллельной линии истории. Главный герой, размышляя о том, каким был бы мир без излучения, совершает неосторожный творческий акт - создаёт гипотетическое человеческое существо, приспособленное к жизни в воде через миллионы лет после экологической катастрофы.Сюжет романа тщательно проработан и литературно грамотно выстроен.
Вторая линия аккуратно вплетается в основную, соединяя несоединимое - параллельные миры, как и судьбы главных героев. Романтическая составляющая напрямую завязана на идейной, очень честна и тактична.Книга поднимает вопросы об относительности времени, о значимости выхода в виртуальную реальность, об ответственности за технический прогресс, о природе морали и этики, и о понятии души, а также о движущей силе творчества. И ценна тем, что не оставляет эти вопросы риторическими, а предлагает на них позитивные ответы! Это прямо редкость.
В книге явно чувствуется жгучая боль автора по вопросам соприкосновения науки и религии. Стоит признать, что размышления героев об этом местами философски слабы, но здесь подкупает искренность, с которой автор эти вопросы выносит в книгу.
Роман также приятно удивляет широкими знаниями автора в палеонтологии и биологии, и умелом применении их в сюжете.
И, наконец, отдельное гигантское спасибо - за девятую главу. В ней автор задокументировал субкультуру спелестологического сообщества подмосковных каменоломен рубежа XX - XXI вв. с её совершенно уникальным культурным кодом и самосознанием.
На эту тему у нас есть наследие покойного Командора (Сергея Гусакова), включающее несколько томов, которое глубоко специфично и далеко не всем понятно. Здесь же дух субкультуры передан популярно, доступен широкому кругу и раскрывает читателю ту неповторимую и дорогую сердцу свободу общения, сложившуюся в "подземной" туристической среде. При этом чётко обозначается место и значение этой субкультуры в жизни общества.Во всей книге чувствуется искренняя, всеобъемлющая и такая редкая сегодня любовь к Человеку и человечеству в целом, к нашей Земле как нашему дому. Мы так голодны до этого сегодня. И несмотря на несомненно присутствующие в книге огрехи и недочёты, в ней есть главное - это ощущение, что всё будет хорошо.
355