Рецензия на книгу
Жизнь Галилея
Бертольд Брехт
Аноним9 ноября 2013 г.Живая пьеса, современна и очень актуальна, несмотря на то, что речь идёт о средневековом учёном.
Пьесу исключительно легко читать, сразу же хочется идти смотреть в театре, а еще больше – обсуждать.
Ответственность ученого перед обществом и перед собой; выбор между смертью во имя науки или жизнью без науки; и главное – для чего вообще нужна наука…
Большинство скажет, наука необходима человечеству для полного и всеобъемлющего счастья – познание мира, избавление от болезней и как венец мечтаний – бессмертная жизнь в физическом теле!
Пусть в меня полетят тапки и другие «тяжелые» предметы, но, по-моему, для счастья каждому человечку нужно совсем другое – чтобы его обязательно любили, уважали, гордились; чтобы ощущать себя нужным, востребованным, крепко связанным с близкими и друзьями; чтобы кров над головой и пища не давались ценой жизни...
А как же тернистый путь исканий в науке, искусстве? А – самореализация?
99% людей непременно хотят признания собственной самореализации – пусть небольшой группой других людей, но признания. Много ли известно «пустынников», индивидуалов , занимающихся наукой или искусством исключительно для себя, как говорится, «в стол», а не с мыслью облагодетельствовать все человечество, тем самым прославившись?!
Это не рассматривая материальные чаяния и ответственность за последствия научных открытий.Брехт написал интересную пьесу, в которой ожесточенно нападает на Галилея за то, что не захотел проследовать на костёр, дабы защитить свои открытия. Но разве крохотный кусочек знаний стоит человеческой жизни; если эти знания так важны, то люди, интересующиеся ими, всё равно будут продолжать их изучение; а если для продолжения познания им нужна чья-то смерть, то стоит ли ради таких людей умирать…
Да, я прагматична и считаю, что жертвовать жизнью можно ради спасения жизни других людей –слабых, старых и малых – жертвы оправданы во имя жизни, но умирать во имя научных гипотез – исключительно по личным, частным предпочтениям.
И на мой взгляд, совершенно не важен тот факт, что эти знания – истинны. Во все времена истина должна быть востребована, воспринята – есть грубоватое, но верное утверждение: «Правда, кричащая не на месте, – дура».
Люди науки, установив какой-либо факт, почему-то тут же кидаются ревизовать всю систему мира и создавать новую, объявив наступление «новых» времен. Но усиленно познавая окружающий мир, мы почему-то никак не можем познать самих себя, а ещё лучше – измениться к лучшему, и потому наша история состоит из череды бесконечных войн, воинственных самоутверждений, костров (в прямом и переносном смысле), тянущихся со времен пещер до наших дней.
В 21 веке мы живём намного дольше и комфортнее, чем в 16, но живём ли мы счастливее?
Мы осуждаем жестокость инквизиции, ратуем за свободу, но вместо свободы часто получается анархия, которую обязательно сменяет новая инквизиция – и так без конца до конца.Мне всё чаще кажется, что сделать людей счастливыми может какая-то новая философия, а не очередное открытие «правды» об устройстве мира или очередная технологическая новинка.
Вот Большой адронный коллайдер утвердил наличие базона Хиггса, научный мир оживился в рьяных доказательствах и отрицаниях, но как влияет это открытие на систему ценностей землян, на условия освоения планеты, на перспективы жизни на Земле? Разве люди стали терпимее, прекратили нещадно уничтожать друг друга; разве деньги потеряли свою первичную значимость, а саму планету перестали изуверски терзать?
До сегодняшнего дня даже самые значительные научные открытия не сумели повлиять на укрепление нравственности, человечности, духовности; не сумели сделать человека Человеком…17557