Рецензия на книгу
Yesterday
Фелисия Йап
Аноним18 октября 2022 г.Книга мне не понравилась. Скучная, затянутая, плохо продуманная, без цельной идеи и посыла.
Автор показывает нам альтернативный мир, в котором у взрослых людей значительно уменьшается уровень CREB-белка, влияющего на память человека. У одних белок существенно ингибируется около 18 лет – такие люди помнят только сегодня-вчера, их называют «моно». У других белок ингибируется около 23 лет – такие люди помнят сегодня-вчера-позавчера, их называют «дуо». Чтобы вести полноценную жизнь, все взрослые люди ведут подробный дневник и ежедневно заучивают «факты» из него.
Идея интересная, в стиле фильма Memento, «Прежде чем я усну» Уотсона или «Фантомной памяти» Франка Тилье. Только если там один человек с проблемной памятью пытается полноценно жить среди обычных людей, то у Фелисии Йап всё общество помнит только один-два дня. К сожалению, автор абсолютно никак не продумала получившийся мир. Вся проработка идеи ограничилась дискриминацией бедных маленьких моно, которых высокомерные дуо притесняют, считают глупыми и неполноценными. В остальном – ничего.
Например, если время до 18 (или 23) лет – это единственное время, которое люди будут помнить всю жизнь, почему общество сохранило обычную систему образования с школой до 17-18 лет и дальнейшим колледжем/университетом? То есть самое продуктивное время человека тратится на общеобразовательную школу и первые курсы университета? Дуо-выпускники колледжа уже живут без памяти. В результате полицейский в деталях помнит первую лекцию курса «Введение в криминологию», а предметы из последних курсов – уже не помнит. Разумеется образование бы сдвинулось так, чтобы целиком уместиться в юность, тем более для дуо его нужно сдвинуть всего на несколько лет. В 14 ребёнок уже не ребёнок, даже моно за отведённые им 3 года могут получить полезные профессиональные навыки, которые останутся с ними на всю жизнь. А общество почему-то просто отправляет подростков в школу.
Или почему в этом альтернативном мире сохранилась идея выходных в субботу-воскресенье? Исторически сначала появился один выходной день, а спустя некоторое время – второй, и он естественным образом встал рядом с первым. Как в альтернативном мире могло вообще возникнуть два выходных дня подряд, если человек помнит максимум два дня? То есть в понедельник весь этот мир помнит только свои выходные и вообще не помнит свою работу?
Я программист, могу достаточно быстро внести изменения в проект, который сама разрабатывала и писала, потому что знаю его архитектуру, помню принятые решения и их причины. Но если мне нужно вносить изменения в чужой проект, очень много времени уходит на то, чтобы сначала разобраться, как он работает. Даже как дуо, в понедельник после двух выходных я буду смотреть на своё приложение как в первый раз, и мне придётся разбираться с ним как с чужим. И не важно, насколько хорошо проект прокомментирован и задокументирован, всё равно придётся разбираться как в первый раз. Будь я дуо, для меня было бы максимально естественным решением не брать выходные два дня подряд, моими выходными стали бы какие-нибудь среда и воскресенье. А альтернативный мир почему-то забыл адаптироваться и оставил субботу-воскресенье.
Попытки всунуть социальную тему дискриминации, на мой взгляд, тоже полностью провалились.
Мой дуо-муж считает меня глупой и недалёкой, потому что я моно – думает главная героиня.
Моя жена могла бы заинтересоваться хоть чем-нибудь кроме дурацких женских журналов, она ни один разговор поддержать не может – думает её муж.Дааа, дорогая, вам не о чем поговорить за ужином, потому что он высокомерный дуо и считает всех моно глупыми. А не потому, что ты комнатный цветочек, который ничем не интересуется. Конечно, именно так. И высшее образование доступнее дуо, чем моно, потому что мир несправедлив и дискриминирует бедных моно. А не потому, что дуо хотя бы запомнят лекции, на которые ходили. И платят дуо больше, чем моно, потому что дискриминация и всё такое, а не потому что моно в отличие от дуо после единственного выходного выходит на работу как в первый день, а работать без выходных человек не может.
По сюжету есть мужчина-писатель (дуо) и его цветочек-супруга (моно). Женаты уже двадцать лет, оба не слишком довольны друг другом. История начинается, когда неподалёку находят мёртвую любовницу и супруга начинает копаться в совместном прошлом. Нам практически сразу рассказывают, что любовница Анна в молодости под неожиданным сочетанием психологического и физического воздействия прозрела – обрела способность всё помнить. Её загнали на 17 лет в психушку, и теперь она встала на тропу войны.
Проблема уже в завязке: Анна в 24 года приложилась головой о столб и обрела способность всё помнить. Съехала с катушек от шока, загуляла на две недели и была обнаружена в непотребном состоянии спустя две недели. Вопрос: а почему она съехала с катушек-то? Анна – дуо, ей 24 года – значит, буквально год назад она владела всей своей памятью. Понятно, если бы в этом альтернативном мире все, включая детей, помнили только последние дни, но ведь молодёжь-дуо до 23 лет всё помнит, для Анны это не должно быть настолько исключительным опытом. «Помнить все – значит помнить и то, что другие люди с тобой сделали (даже если они сами этого не помнят). Вплоть до мелких и отвратительных подробностей. Что заставляет тебя постоянно думать о мести тем, кто нагадил тебе так сильно». То есть до 23 лёт это особо не напрягало, а в 24 стало таким шоком, что сорвало крышу? Я должна в это поверить?
Автор не написала фантастический роман, она даже не пыталась. Вместо проработки альтернативного мира и глубоких персонажей автор вбросила героиню с полноценной памятью, которую заклеймили сумасшедшей (и почему-то сама девушка посчитала проклятием быть зрячей в мире слепых), и написала примитивный детективный триллер с нулевой интригой, плоскими персонажами и никакущей детективной линией. Эта такая пустая трата хорошей завязки.
12272