Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вечерний звон

Николай Вирта

  • Аватар пользователя
    orlangurus8 сентября 2022 г.

    "Погодите, братцы, о земле мы основательно поговорим, то разговор большой."

    И в самом деле разговор большой, как-никак 620 страниц. Начало было очень многообещающее. Деревенька Тамбовской области Дворики:



    ...ничем среди прочих сел достославной Тамбовской губернии не выделялось, искусными кружевницами или добрыми кузнецами не славилось, разгульных ярмарок тут не бывало, престольные праздники справлялись без особой гульбы.

    Автор знакомит с целой галеерей образов жителей этого села, у которых уже на протяжении нескольких поколений сохраняется рассказ, что общинные земли были отняты у деревни Екатериной Великой в благодарность за заслуги (читай: постельные услуги) дворянскому роду Улусовых. Помещики довели народец до крайней бедности, хотя, конечно, как везде, есть и вполне зажиточные - ну, те самые, которые чуть попозже станут кулаками, без учёта, сколько пота пролито и работы вложено в их хозяйство.
    Именно из таких Лука Лукия Сторожев, живущий по принципу Над миром один бог, над землей один царь, над семьей один я.
    Его многочисленное семейство работает поболее, чем, скажем, его бедный друг Андрей Андреевич, да и многие в деревне. Но именно его младшенький - Флегонт - уходит в город и через какое-то время становится революционером. Повлияло на это многое, в том числе и его любовь к дочери священника Викентия из их села, Тане, которая давно уже состояла в ячейке.

    И вот далее я увязла в огромных кусках описаний собраний с участием Крупской и Ленина, в параллельных картинах жизни царского дома. Надо сказать, что автор тщательно придерживается общепринятой в то время идеологии, поэтому про молодого Ленина вот так:



    Никогда еще не слыхивал он таких крамольных, но таких умных и справедливых слов. Как возразить этому юноше? Чем опровергнуть его мудрость, господом ему данную?

    А про молодого царя эдак:



    Немудрящий он царь, одно слово — дубинушка.

    Вот честно, если бы писатель ограничился описанием патриархального села с его "земляной" тяжбой, и книга была бы короче, и читать было бы интереснее, и в Тамбовской области она бы имела более близкое отношение.

    Ведь какие живые образы обитателей Двориков, чистое удовольствие читать:



    Глаза ее глядели лукаво, на слова она была дерзка, в работе быстра, плясала, как вихрь. О таких в народе говорят: «Это, братец мой, не баба, а размоё-моё».

    Бог в представлении Луки Лукича был строгим и распорядительным хозяином в большой семье: тут и Христос, и святой дух, и божья матушка, и Иосиф-плотник — для дома божьего столярничает, — тут и апостолы, и сонм святых.

    И верно, кремнистые мы: ни пестом нас, ни крестом…
    68
    961