Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Последний кольценосец

Кирилл Еськов

  • Аватар пользователя
    Аноним24 июня 2022 г.

    Шпионы Средиземья

    Намерения ознакомится с полной библиографией любимых авторов, или авторов, произведших неизгладимое впечатление каким-либо одном шедевром, у меня постоянно наталкивается на одно и то же препятствие — доходит очередь до романа, который не нравится. Или сюжетно, или стилистически.
    Чтобы не быть голословным, приведу полтора десятка примеров:
    Сальников. После "Петровых" был в восторге, но застрял на "Отделе";
    Валентинов. В восторге от "Ока силы", читал всё сооавторство с Олди, книги про Спартака. Хочу одолеть "Крымский цикл", но этому мешает своеобразная "Сфера", которую, к тому же, уже читал когда-то;
    Бурцев (Бурносов и Косенков). Читал все оккультно-конспирологические боевики. Решил идти по порядку, и застрял на "Охоте на НЛО";
    Рафф. Гениальные "Злые обезьяны", позорная "Страна Лавкрафта". Застрял на его главном "кирпиче" "Канализация, газ и электричество";
    Садулаев. Ну тут не застрял. Осталось прочитать только один его роман "Шалинский рейд". Но так как про войну, пока отложил;
    Паланик. Ещё один автор, у кого непрочитанным остался один роман. "Призраки". Отпугивает каннибализм.
    Рубина. Прочитал, всё, что было интересно. Главные ее тексты — три трилогии. Но застрял на ранних вещах и не могу добраться до "Маньякак Гуревича";
    Бэнкс. "Культура" гениальна, но не могу продраться через средневековые прогрессорские "Инверсии" и добраться до его нефантастических вещей ("Фабрику", естественно, читал);
    Флинн. Потрясающие космооперы, отличная конспирология. Застрял на "Эйфельхайме";
    Макс Барри. В диком восторге от его "Лексикона", но на дебютной "Компании" — стопор;
    Роберт Ирвин. После "Арабского кошмара" решил, что маст рид. Один или два романа ещё прочёл, один скипнул и всё равно застрял на "Утончённом мертвеце" (очень, кстати, популярное на западе название для романа);
    Рушди. "Флорентийская чародейка" очаровательна. Застрял на томине "Дети полуночи";
    Гибсон. Понятно, что надо читать, но "Страна призраков" не даёт двинуться дальше;
    Эко. Прочёл всю его конспирологию. То, что осталось — не вдохновляет.

    У Кирилла Еськова прочёл и "Америkа (reload game)" и "ROSSIJA (reload game)", все повести и даже эссе, настолькл нравится стиль и эрудированность автора. И вот перед "Кольценосцем" решил прочитать "Баллады о Боре-Робингуде". И всё. Вроде и смешно, и вуду, как-то не заходит. Тут уж и "Чиста английское убийство" вышло, а я несколько лет как до легендарного " Кольценосца" не доберусь!
    Решил — пусть Боря посторонится.

    Итак, "Последний кольценосец". Потрясающее владение сменой оптики. Вот у нас взгляд с высоты птичьего полёта на битвы; вот вся глобальная подоплёка конфликта Мордорской цивилизации и закатных королевств; а вот уже локальная и подробная история небольшой, но матёрой группы приключенцев.
    Конечно, это роман-ревизия и роман-деконструкция. Конечно, к Средиземью это имеет крайне опосредованное отношение.
    Но мне такой подход нравится. Магия против Науки. Не было страшных орков, троллей и лорда Саурона. Был союз народов. Барад-Дур стоял на пороге промышленной революции. Гэндальф решил помешать этому и сохранить идиллически-магическое статус-кво.
    Назгулы — Орден защитников мира Восхода.
    В романе два главных мерзавца — Гэндальф и Арагорн. Один ретроград, другой — властолюбивый негодяй.

    Интонационно роман похож не на высокое фэнтези, а на весь мультимедийный корпус творений о Гражданской войне. Герои изъясняются не как персонажи эпоса, а как казаки, белогвардейские капитаны и интеллигенты-учёные. Вначале так вообще "Белое солнце пустыни" с закопанным по шею гондорцев. Считаю, это сознательный намёк и якорь для читателя.
    Безусловно, напоминает "Касабланку" и Ле Карре.

    Назгул перед смертью даёт военврачу-учёному невыполнимое задание. Помогать главному герою будут орокуэн-разведчик и барон-гондорец, превосходный фэхтовальщик.
    Невольный комизм — в контрасте декораций Арды, словечек и присказок революционной поры и обнажении скрытых пружин происходящего.
    Вообще, смена ролей напомнила мне "Тёмного Баламута" Олди — деконструкцию Махабхараты. Ведь и правда, Пандавы отъявленные подонки и их единственное преимущество в том, что они победили и на их стороне был Кришна. А так — все учителя отвернулись и перешли на сторону Кауравов, братья совершили кучу дел, подпадающих под тяжкие статьи УК любой страны.
    Так и во "Властелине колец" — возможно, нам рассказывают историю со стороны победителей, делая из Мордора Империю Зла и приукрашивая Арагорна: некроманта, чей путь к трону сопровождали очень уж удобные для него совпадения.
    Конечно, в творчестве Еськова никуда без игр спецслужб. Это такой же "водяной знак" автора, как олигархи и буддизм у Пелевина. Не будучи знатоком шпионского жанра, тем не менее, заявляю, что шпионские игры в любом романе Еськова — лучшее, что читал по теме.
    От Арды только скрупулёзно воссозданная география и предыстория.
    Сюжет — не уступает по драматичности Толкину, а по реалистичности, сопереживанию и глубине погружения, где-то и превосходит, на мой взгляд.
    Роман потрясающий!
    Читать обязательно!
    10(ПОТРЯСАЮЩЕ)

    74
    781