Рецензия на книгу
42-я параллель
Джон Дос Пассос
Аноним12 июня 2022 г.Роман-конструктор
Оговорюсь сразу: мне понравился принцип построения книги, не понравилась сама книга. Прочитать роман без подсказок, как и из чего он состоит довольно трудно — поэтому попытаюсь кратко рассказать, как это все работает и на чем держится.
Роман-калейдоскоп, пытающийся погрузить читателя в атмосферу с помощью очень любопытных ходов. Фактически, повествование можно поделить на несколько "типов" глав, которые чередуются, образуя пестрое полотно жизни эпохи, красивое, но очень сложнопонимаемое и трудночитаемое:
1) Главы, состоящие из газетных заголовков и фрагментов. Помогают понять исторический контекст, создают впечатление, что просматриваешь газету — половина фраз не закончена, автор "выхватывает" фрагменты заметок, как при очень поверхностном чтении. Полезной информации почти никакой, но зато атмосферно.
2) Камеры-обскура с воспоминаниями и рассуждениями автора. По сути, чистая эмоция, зафиксированная в определенный момент времени. При желании связываются с биографией писателя, жизнью героев или происходящими событиями. Поток сознания в чистом виде, но очень приятный. По идее, отражает авторский взгляд на события, но кажется, что существует больше для красоты и эстетики.
3) Биографии исторических деятелей. Любопытные, но иногда довольно проблематично понять и определить, о ком речь. Создают то ли портрет эпохи, то ли путают и пугают читателя, незнакомого с историческими реалиями.
4) Биографии героев — собственно, сюжетные зарисовки о разных персонажах (которые чередуются и переходят из книги в книгу в серии). Стилизованные под восприятие и язык каждого героя, интересные, хоть и короткие. Наблюдать за ними любопытно, фактически, это и есть книга, а остальное — лирика.
К чему все это было? К тому, что свое мнение о книге высказать крайне трудно, потому что разобраться в этом конструкторе — та еще задачка. Лично мне кажется, что произведение комплексное и классное, но я с огромным трудом продиралась через первые три типа глав и страдая от того, что не настолько хорошо знаю американскую историю начала двадцатого века — а без этого, увы, особо никуда не уедешь.
Самое приятное — камеры-обскура: простенько, коротко и со вкусом. Правда, несмотря на прочитанную авторитетную критику, мне не удалось понять, как они к повествованию привязаны, если привязаны вообще.
В итоге получается странная штука, точно не предназначенная для неподготовленного читателя. И едва ли понимаемая с первого прочтения. Хотя я второй шанс давать ей не планирую, наверняка кто-то найдет "свою" книгу... но уж больно странное и необычное это удовольствие.
101,1K