Рецензия на книгу
Суть доказательств
Патрисия Корнуэлл
Krysty-Krysty11 июня 2022 г.Рацио или эмоцио - кто из них убийца?
Детектив, по крайней мере современный детектив - это пазл, множество высыпанных автором на читателя деталек, которые постепенно подбиваются друг к другу, создавая цельную картинку. Пазл Патриции Корнуэлл - яркий, с резкой сменой линий и цветов, многообразием деталей и - способностью цепко держать внимание читателя экшном. Никакой скандинавской заторможенности, муторного самокопания, пятидесяти оттенков северных облаков и депрессии. События стремительно перелетают от трупа к трупу, от пляжа Майами к белому Рождеству, от бывшего бойфренда к маньяку с острым клинком.
Первый фрагмент - кровь.
Жестоко убита писательница, похоже, здесь работал маньяк, тем более что женщина получала ранее угрозы. Но вместе с нижним бельем жертвы исчезла ее рукопись, потенциально скандальная. Зачем она маньяку? Так маньяк или убийца-рационалист? Чувство или расчет? Вот контрастные цвета нашей головоломки.Второй фрагмент - рукопись.
В рукописи - мемуарах писательницы - заинтересован жирующий на скандалах издатель и крайне не заинтересован бывший опекун писательницы. Читатель книги = человек книги - легко поставит текст в центр картины мира. Книга? За это стоит убивать, без сомнения. Разве вам никогда не хотелось когда-нибудь убить из-за книги?Третий фрагмент - женщина.
Жила-была талантливая девочка-подросток. И приютил ее знаменитый мастер пера, позаботился, оценил талант... А у мастера была прекрасная сестрица, которая тоже очень любила девочку. И вот девочка стала известной писательницей... Но почему мэтр запретил ей писать мемуары? Какие опасные тайны могут быть раскрыты? Он - и она? А может она и... она? Никто и никто?.. За какие воспоминания можно убить?Обязательный фрагмент - разбитое сердце.
Наш главный герой - судмедэксперт, тройное бинго современного текста: женщина-медик-полицейский. У нее должна быть предыстория, например разбитое сердце. Романтическая линия оттеняет рациональное расследование, переплетаясь с ним и притягивая сентиментальную читательскую аудиторию. В то же время объясняет эмоциональную вовлеченность героини в расследование. В то же время создает стереоскопичность для главного вопроса: рацио или эмоцио управляют убийцей? Из ниоткуда возникает "бывший" нашей героини, намекает, ухаживает, лжет... Да и сам он - кучка деталей непонятного пазла: адвокат, сердцеед, инсайдер, аферист?..Конечно, у каждого пазла есть рамка.
Есть что-то определенное и простое в любом, самом запутанном детективе: маловероятно, что главная героиня погибнет, но высоковероятно - что она найдет ключ к разгадке головоломки, свяжет все детали, именно она будет противостоять главному злодею - это краеугольныйкаменьфрагмент детектива, не спойлер, а штамп.Легкоузнаваемый фрагмент.
Современный детектив - это что-то вроде производственного романа. Мы обязательно узнаем о современных методах расследования и работы полиции. Как же, ну как справлялся несчастный Холмс, не зная, что такое ДНК и не проанализировав дюжину частиц ворса, разбросанных по трупам убийцей?!Трудно пристраиваемый фрагмент.
Баланс известного и неизвестного, подозреваемых и улик. Что мне понравилось именно в этой книге, помимо острого и сбалансированного экшна, так это сочетание рационального и случайного, что кажется очень жизненным. Как связаны мальчик-гей - работник заправки, талантливая писательница, террористы - угонщики самолета, скандальный издатель и обычный травмированный маньяк? Связь есть, болезненная связь нашей абсурдной реальности - психопатическая логика жизни.Общая картина.
Если начитаешь какое-то количество детективов - начинаешь понимать, что автор не выдает кусочки пазла, не входящие в общую картину, не будет лишних деталей, раз сказано "оранжевая нитка" - значит она сыграет. Убийцей станет один из уже упомянутых персонажей, не кто-то вне книги. И действительно, картинка выглядит цельной. Только вот в центр не попали те, на кого думалось, улики сыграли не те, что, казалось, на виду. Головоломка была не очевидной и действительно порадовала решением.Современный автор наполняет книгу разнообразными подтемами, которые должны затронуть как можно больше современных читателей: здесь и зрелая женщина, строящая карьеру, и женщина с разбитым сердцем (покажите мне женщину, у которой хоть раз не разбивалось сердце?); и полицейский с резким неприятием однополой любви (половина человечества); эпизодические, но важные персонажи - представители однополой любви (вторая половина человечества), причем разного возраста и с разной историей; писательница с давней травмой; молодые люди с травмой, которые с разным успехом (не)устраиваются в жизни; пожилые люди со своими собственными драмами...
Так и создается неплохая массовая книга: кусочки пазла встают на свои места, рисуя не всеобъемлющую, но целостную картину, которая, в свою очередь, является лишь небольшим фрагментом в пазле большой мировой литературы, важной части многомерной головоломки - жизни.
21516