Рецензия на книгу
Девица Кристина
Мирча Элиаде
Аноним11 мая 2022 г.Мистика в классическом стиле
Это особый кайф - прочитать настоящую классическую мистику, завернутую в мрачную готическую обертку. И пусть книга написана не так давно, но стиль выдержан очень хорошо: от языка старых мистических романов в духе Стокера, до построения и постепенного нагнетания обстановки и атмосферы. и всё без новомодных наслаиваний в виде тридцати трех сюжетных линий, без путаницы из триста тридцати трех персонажей. Конечно, есть множество отличных примеров из таких сложных произведений, но частенько авторы перегибают с усложнениями там, где это,в общем-то, не особо-то и нужно. Текста много, а толку мало.
Здесь же чисто по классике. С контрастами яркого дня и безлунной ночи. С моментами тревоги и страха, возникающими там, где, казалось бы пришло время покоя, но нет, покой нам только снится. Хотя здесь даже во снах его нет. Сны - дорога в потусторонний мир, стирающая границу с реальностью и выпускающая жутких сущностей. Мистический ужас проникает повсюду, постепенно распространяя свою власть над персонажами и читателем, создавая атмосферу тревоги, постоянно сужая пространство, как бы плетя паутину для всех, кто становится участником этой истории.
Сюжет построен опять же на классическом сценарии - художник Егор едет к своей возлюбленной в загородное имение, где знакомится с её матерью госпожой Моску и младшей сестрой Симиной. К ним присоединяется профессор Назарие, приехавший на раскопки древностей. В первую же ночь Егор и ученый не могут заснуть, ощущая непонятную тревогу, а за ужином они подмечают странности в поведении домочадцев. И чем дальше, тем больше этих странностей. Далее постояльцев посвящают в семейную историю и рассказывают о тетушке Кристине, демонстрируя её портрет...
Милая пастораль сельской жизни и прекрасной природы Румынии резко контранстирует с какой-то искусственной обстановкой в доме. Госпожа Моску и её дочери будто играют какие-то роли и с каждой из них творится что-то неладное. Особое внимание перетягивает на себя девятилетняя Симина с не по годам острым, тяжелым взглядом, болезненным сарказмом слов, она явно ведёт какую-то свою игру. Балом правит атмосфера недосказанности, гнетущего чувства тревоги, страха, что сеется в души художника, профессора, а потом и приехавшего к Санде доктора. Наяву начинают происходить пугающие вещи. Хочется бежать, но что-то не даёт, не отпускает. Звучат зловещие стихи, случаются необъяснимые преображения, моменты экстаза сменяются оцепенелостью, человеческое ведёт перекличку с потусторонним. Приступы матушки сестер становятся всё более страшными, внезапная болезнь Санды заставляет прислушаться к жутким слухам, ходящим об убитой давным давно Кристине среди крестьян, о том, чем она согласно людской молве является...
Когда в сюжете появляется сама Кристина, то быстро становится понятно, что это явно не просто злобный дух, она цепляется за реальность. Но видим мы не садистку, писанную слухами, а существо, пусть и жуткое, но одинокое, жаждущее не только крови, но и любви. Здесь можно провести много параллелей. Например, с теми же историями про вампиров и "Портретом Дориана Грея". Но Кристина - сложный персонаж, одновременно страшный и притягательный. Здесь есть эротизм, пусть и поданный в страшноватой форме, и непонятная живым жажда войти в реальный мир и получить желаемое - пусть и иллюзорную любовь и власть над ней. Вампиры тут не совсем обычные. Та же связь Кристины и Симины, имена созвучны не просто так, особая изюминка романа.
Но, есть и субъективное. Для меня первая половина романа вышла шикарной. Вторая же несколько подпортила впечатление своей сумбурностью и очень лихим темпом. Здесь всё сливается в один клубок, всё внезапно понеслось вперед к концовке с бешеной скоростью и привело к довольно банальному финалу. Всё больше отсылок, всё меньше оригинальной истории. Но всё равно, книга эта, как представитель своего жанра в его классической вариации, хороша. Здесь есть главное - загадка, атмосфера, тайна, что отлично щекочут нервы читателю этой истории.
46582