Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ты будешь там?

Гийом Мюссо

  • Аватар пользователя
    elefant7 мая 2022 г.

    Извилистый путь из тысячи поворотов

    «Нельзя изменить прошлое, при этом ничего не потеряв»

    Довольно часто судьба подкидывает нам выбор. Находимся ли мы в трудной ситуации или же нам кажется, что всё идёт гладко. Порой, сами того не ведая, выбираем свой путь из тысячи дорог, и кто знает – как бы изменилась наша судьба, выбери совсем иное направление? Иногда мы этого замечаем, но чаще всего так и не ведая, не осознавая перемен – слепо идём вперёд, лишь изредка – чаще всего в минуты неудач – оборачиваясь и понимая, что что-то всё-таки могли изменить.

    Одни зазывают это «эффектом бабочки», иные «теорией колеса», третьи и вовсе являются приверженцами фатализма и уверены, что всё вокруг предопределено и факт выбора – всего лишь иллюзия. Так или иначе, судьба довольно часто смеётся над нами, подкидывает сюрпризы и проверяет на прочность. Воспользуемся ли мы предоставленным шансом, заметим ли его – зависит уже он нас самих, и чаще всего – от готовности к переменам.

    Сколько подобных книги мы уже читали, и фильмов видели. Вспомните хотя бы «Ослеплённый желаниями» (2000), где действует главный герой Элиот Купер с такими же именем и фамилией – забавно, не эта ли кинолента вдохновила Мюссо на идею романа!? Или «Эффект бабочки», «День сурка», «Девочка, покорившая время»… И всё же Гийом Мюссо сумел создать по-своему оригинальную историю. Она интригует, приковывает внимание, а лёгкий налёт юмора в отменном французском стиле только усиливает впечатление от прочтения. Как всегда, здесь есть рассудительный и впечатлительный главный герой – доктор Элиот Купер, и его полный антипод – Мэт, ловелас, неотразимый любимец девушек и балагур. Их дружба, несмотря на противоположность героев, имеет главное – искренность и полную самоотдачу, готовность пожертвовать всем ради счастья другого. И несколько эпизодов с амурными делами Мэта это лишь доказывают. Мне так и осталось непонятным то, как поступил в конце концов Элиот со своим другом, просто вычеркнув его из своей памяти. Неужели их отношения не прошли проверку доверием? Однако поступок Мэта ближе к концовке говорит о многом.

    Вообще, стиль повествования, характеры героев, да и многие сюжетные ходы Гийома Мюссо очень похожи на его коллегу и соотечественника Марка Леви. Достаточно вспомнить хотя бы «Между небом и землёй», «Следующий раз», «Уйти, чтобы вернуться», да и любое другое из его произведений. Кстати, действие также разворачивается в американском Сан-Франциско – вот любят очень Леви и Мюссо этот холмистый город на северной оконечности одноименного полуострова на севере Калифорнии, омываемый водами Тихого океана и залива Сан-Франциско, что славится своими туманами, мостом Золотые Ворота, канатными трамваями и красочными домами в викторианском стиле.

    Довольно интересно было наблюдать за тем, как раз за разом Элиот мечется между 1976-ым и 2006-ым годами, как существенная разница в 30 лет порой оказывается мизерной и все эти технические новинки, глобальные изменения в климате и мировой политике меркнут перед простыми человеческими судьбами. Хотя автор практически не заостряет на этом внимание. Наоборот, на мой взгляд, автор несколько переборщил, часто просто зацикливаясь на этих самых изменениях и временной констатации, без конкретной привязки к тому, как это относится к самим героям. Когда появился первый ноутбук, никому не известный Стивен Кинг стал пробираться на вершину славы, образовался Грин Пис, убили Джона Леннона… - подобные факты скорее показывали эрудированность Г. Мюссо, возможно, могли впечатлить читателя-энциклопедиста, но никак не связаны с самой историей. Тем провальней показалась мне одна из заключительных глав: «Жизнь без тебя», в которой на 31 странице автор просто сухо перечисляет события в мире, в период с 1976 – по 2006 год, а заодно и мелкие, ничего не значащие эпизоды из жизни героя:



    «1989 год
    Энджи исполнилось три года. Она научилась писать своё имя толстым фломастером на обоях.
    24 марта танкер «Эксон Валдез» затонул у берегов Аляски, выбросив в воду триста тонн нефти…
    В октябре Ростропович играл на виолончели у Берлинской стены, которую наконец-то решили снести…
    1995 год
    – Папа, пойдём на «Историю игрушек»?
    – Ну что с тобой делать… Пойдём.
    – Папа, пошли на «Ромео и Джульетту»! Мне так нравится Леонардо!
    – Ты сделала уроки?
    – Да, честное слово!
    1998 год
    В январе по телевизору показывали Билла Клинтона, который оправдывался:
    – У меня не было никаких сексуальных связей с мисс Левински.
    2000 год
    – Папа, можно я сделаю пирсинг?
    – Папа, купи мне мобильный телефон!
    – Папа, можно мне татуировку?
    – …хомяка, iMac, iPod, джинсы «Дизель», сумку из меха, рыбку Немо, пальто Burberry, сумку «Hello Kitty», водяных черепашек,… морского конька, свитер Ральфа Лорена…
    2002, 2003, 2004, 2005…
    Элиоту 56, 57, 58, 59…».

    Зачем она – показать быстротечность времени? Вогнать читателя в депрессию? Режим ожидания? Лично у меня сложилось ощущение, что Гийом Мюссо просто впал в ситуацию творческого кризиса и не очень знал, о чём писать дальше. Вот и подыскивал хорошую идею для завершения. Пока, наконец, не додумался. Хотя, окончи он роман чуть раньше (а идея, да и динамика развития событий на это просто напрашивались – взять хотя бы эпизод с операцией), он бы от этого только выиграл. Без этой части уж точно. Сама концовка меня несколько разочаровала, поскольку ожидал немного иного. Так или иначе, книга вполне подойдёт для прочтения как очередная история о временной петле, только вряд ли ещё к ней вернусь.

    22
    569