Рецензия на книгу
Ты будешь там?
Гийом Мюссо
elefant7 мая 2022 г.Извилистый путь из тысячи поворотов
«Нельзя изменить прошлое, при этом ничего не потеряв»Довольно часто судьба подкидывает нам выбор. Находимся ли мы в трудной ситуации или же нам кажется, что всё идёт гладко. Порой, сами того не ведая, выбираем свой путь из тысячи дорог, и кто знает – как бы изменилась наша судьба, выбери совсем иное направление? Иногда мы этого замечаем, но чаще всего так и не ведая, не осознавая перемен – слепо идём вперёд, лишь изредка – чаще всего в минуты неудач – оборачиваясь и понимая, что что-то всё-таки могли изменить.
Одни зазывают это «эффектом бабочки», иные «теорией колеса», третьи и вовсе являются приверженцами фатализма и уверены, что всё вокруг предопределено и факт выбора – всего лишь иллюзия. Так или иначе, судьба довольно часто смеётся над нами, подкидывает сюрпризы и проверяет на прочность. Воспользуемся ли мы предоставленным шансом, заметим ли его – зависит уже он нас самих, и чаще всего – от готовности к переменам.
Сколько подобных книги мы уже читали, и фильмов видели. Вспомните хотя бы «Ослеплённый желаниями» (2000), где действует главный герой Элиот Купер с такими же именем и фамилией – забавно, не эта ли кинолента вдохновила Мюссо на идею романа!? Или «Эффект бабочки», «День сурка», «Девочка, покорившая время»… И всё же Гийом Мюссо сумел создать по-своему оригинальную историю. Она интригует, приковывает внимание, а лёгкий налёт юмора в отменном французском стиле только усиливает впечатление от прочтения. Как всегда, здесь есть рассудительный и впечатлительный главный герой – доктор Элиот Купер, и его полный антипод – Мэт, ловелас, неотразимый любимец девушек и балагур. Их дружба, несмотря на противоположность героев, имеет главное – искренность и полную самоотдачу, готовность пожертвовать всем ради счастья другого. И несколько эпизодов с амурными делами Мэта это лишь доказывают. Мне так и осталось непонятным то, как поступил в конце концов Элиот со своим другом, просто вычеркнув его из своей памяти. Неужели их отношения не прошли проверку доверием? Однако поступок Мэта ближе к концовке говорит о многом.
Вообще, стиль повествования, характеры героев, да и многие сюжетные ходы Гийома Мюссо очень похожи на его коллегу и соотечественника Марка Леви. Достаточно вспомнить хотя бы «Между небом и землёй», «Следующий раз», «Уйти, чтобы вернуться», да и любое другое из его произведений. Кстати, действие также разворачивается в американском Сан-Франциско – вот любят очень Леви и Мюссо этот холмистый город на северной оконечности одноименного полуострова на севере Калифорнии, омываемый водами Тихого океана и залива Сан-Франциско, что славится своими туманами, мостом Золотые Ворота, канатными трамваями и красочными домами в викторианском стиле.
Довольно интересно было наблюдать за тем, как раз за разом Элиот мечется между 1976-ым и 2006-ым годами, как существенная разница в 30 лет порой оказывается мизерной и все эти технические новинки, глобальные изменения в климате и мировой политике меркнут перед простыми человеческими судьбами. Хотя автор практически не заостряет на этом внимание. Наоборот, на мой взгляд, автор несколько переборщил, часто просто зацикливаясь на этих самых изменениях и временной констатации, без конкретной привязки к тому, как это относится к самим героям. Когда появился первый ноутбук, никому не известный Стивен Кинг стал пробираться на вершину славы, образовался Грин Пис, убили Джона Леннона… - подобные факты скорее показывали эрудированность Г. Мюссо, возможно, могли впечатлить читателя-энциклопедиста, но никак не связаны с самой историей. Тем провальней показалась мне одна из заключительных глав: «Жизнь без тебя», в которой на 31 странице автор просто сухо перечисляет события в мире, в период с 1976 – по 2006 год, а заодно и мелкие, ничего не значащие эпизоды из жизни героя:
«1989 год
Энджи исполнилось три года. Она научилась писать своё имя толстым фломастером на обоях.
24 марта танкер «Эксон Валдез» затонул у берегов Аляски, выбросив в воду триста тонн нефти…
В октябре Ростропович играл на виолончели у Берлинской стены, которую наконец-то решили снести…
1995 год
– Папа, пойдём на «Историю игрушек»?
– Ну что с тобой делать… Пойдём.
– Папа, пошли на «Ромео и Джульетту»! Мне так нравится Леонардо!
– Ты сделала уроки?
– Да, честное слово!
1998 год
В январе по телевизору показывали Билла Клинтона, который оправдывался:
– У меня не было никаких сексуальных связей с мисс Левински.
2000 год
– Папа, можно я сделаю пирсинг?
– Папа, купи мне мобильный телефон!
– Папа, можно мне татуировку?
– …хомяка, iMac, iPod, джинсы «Дизель», сумку из меха, рыбку Немо, пальто Burberry, сумку «Hello Kitty», водяных черепашек,… морского конька, свитер Ральфа Лорена…
2002, 2003, 2004, 2005…
Элиоту 56, 57, 58, 59…».Зачем она – показать быстротечность времени? Вогнать читателя в депрессию? Режим ожидания? Лично у меня сложилось ощущение, что Гийом Мюссо просто впал в ситуацию творческого кризиса и не очень знал, о чём писать дальше. Вот и подыскивал хорошую идею для завершения. Пока, наконец, не додумался. Хотя, окончи он роман чуть раньше (а идея, да и динамика развития событий на это просто напрашивались – взять хотя бы эпизод с операцией), он бы от этого только выиграл. Без этой части уж точно. Сама концовка меня несколько разочаровала, поскольку ожидал немного иного. Так или иначе, книга вполне подойдёт для прочтения как очередная история о временной петле, только вряд ли ещё к ней вернусь.
22569