Рецензия на книгу
The Plot
Jean Hanff Korelitz
Аноним5 мая 2022 г.Книга втащила в себя с первых же страниц и увлекла настолько, что вчера дочитывала ее до трех ночи, настолько мощно автор закрутила сюжет. Это роман в романе, приправленный захватывающим детективным сюжетом и внутренней писательской кухней, поднимающий в том числе важные вопросы: этично ли брать за основу своих художественных произведений реальные события из чьей-то чужой жизни, пусть даже переработанные, или же вся художественная литература должна основываться на чистом вымысле (правда, не факт, что придумка не совпадет с реальными фактами чьей-то биографии, такое тоже возможно), а факты оставаться предметом для мемуарных работ и только? А что если у человека взаправду была интересная жизнь, способная лечь в основу романа, а написать его нет таланта, желания, времени или еще чего-то? Автор упорно давит на то, что стать писателем может кто угодно, а уж написать стилизованную автобиографию - это вообще легкотня. По-моему, этот тезис не соответствует действительности.
Главный герой Джейкоб Финч Боннер написал один неплохой роман, который продался средненьким тиражом, вошел в разнообразные списки, был номинирован на престижные премии, но уже вторая его книга (сборник рассказов) провалилась, третью никто не стал брать в печать, а написание четвертой забуксовало. Чтобы себя прокормить, он устроился преподавателем на заштатные курсы обучения писательскому мастерству (таких в Америке сейчас пруд пруди, ну и вообще нынче на диком подъеме всякий разный "сторителлинг" и уже звучат мнения, что неважно, что происходит на самом деле, главное рассказать красиво, и твоя версия станет главенствующей, и прав уже не тот, на чьей стороне правда, а тот, кто громче орет). И в группе учеников наткнулся на золотую жилу - парня по имени Эван Паркер, у которого в голове потрясающий замысел книги, которая железобетонно станет мировым бестселлером, ее автор будет светиться в телевизоре и гонять по городам, по ней снимет фильм ведущий голливудский режиссер.
А несколько лет спустя он случайно выясняет в соцсетях, что парень этот умер от передозировки, а книгу, судя по всему, дописать не успел. Собственная карьера Джейкоба на дне, и он решает воспользоваться подвернувшимся шансом. (Конечно, тут можно прицепиться к тому, зачем Эван Паркер рассказал весь сюжет преподавателю, в чьих профессиональных способностях явно сомневался - и правильно делал, как по мне, потому что научить писать художественную литературу невозможно, так же как и переводить художественную литературу, талант либо есть, либо его нет, и с этих курсов выходят в лучшем случае крепкие ремесленники, способные работать по лекалам, - но уж ладно, оставим это в стороне). И прогнозы Паркера сбываются на 100%: книга становится бестселлером, Джейкоб - звездным автором, Голливуд снимает кино, и тут вдруг ему приходит анонимное сообщение о том, что он вор и скоро это станет известно всем.
И вот тут начинает закручиваться детективная интрига, в которой автор переплетает сюжет романа с реальными событиями в жизни, реальными людьми, и догадаться, кто стоит за анонимкой, вполне себе можно, но соотнести установленного дедуктивным методом человека с реальным воплощением никак нельзя, ведь пока ты ведешь расследование, не предполагая, кто именно этот человек, зная лишь его фамилию и имя из прошлой жизни, он, зная о тебе все из открытых источников, ведет свою игру и всегда оказывается на шаг или два впереди тебя.
Концовка книги сильно напоминает "Исчезнувшую", тут применяется стандартный американский ход, когда убийца в подробностях рассказывает жертве всю историю со своей стороны, но без этого разобраться в происходящем и окончательно сложить все детали пазла не представляется возможным. Литература-с. Популярный в последние годы тренд зла, остающегося безнаказанным, тоже на месте. Но это очень добротный и увлекательный роман, в котором и подумать о чем есть, и не скучно. В этом году вроде должен выйти на русском.
57944