Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Безымянная звезда

Михаил Себастьян

  • Аватар пользователя
    takatalvi9 июня 2013 г.
    Звезды никогда не отклоняются от своего пути.

    Очаровательнейшая пьеса, которая к моменту прочтения уже была мне знакома по одноименному фильму. Помнится, после очередного просмотра оного я загорелась желанием прочитать это творение, но, открыв его и сразу увидев, что, в общем, там вроде как ровным счетом то же самое, что и в фильме, оставила эту затею. Как выяснилось, зря.

    Так об чем же речь? Провинциальный городок. Образцовое захолустье, где единственное развлечение – это кино и проезжающий мимо поезд, везущий в неведомые дали «развратных» богачей. За оба таких развлечения ученицам школы грозит исключение. Любое действие (даже не проступок) становится достоянием гласности. В сплетнях можно купаться – тоже своеобразное развлечение для жителей. И вот в такое-то место попадает красивая женщина из разряда «развратных богачей», которую ссаживают с поезда как безбилетницу. Туалет роскошен, но ни денег, ни документов у нее с собой нет. Марин Мирою, учитель астрономии, появившийся на вокзале, дабы забрать посылку с таинственной книгой, решает помочь неизвестной и купить ей билет, а до тех пор предоставить ей для ночлега свое скромное жилье (разумеется, тайно, не дай бог кто узнает!). Там-то и начинает разворачиваться основная драма. Как и остальные персонажи, незнакомка весьма заинтересовалась, зачем и почему бедный учитель заказал безумно дорогую книгу. Мирою открывает ей свою тайну: он открыл звезду и заказал редкий каталог, чтобы проверить, есть ли она там. Неизвестная, которую, как выясняется позже, зовут Моной, требует показать ее ей… Что составляет просто уморительные сцены! Но у этой звезды еще нет имени. Мирою пытается объяснить Моне, где его звезда, и потрясает ее, показав ей для начала на небе Большую Медведицу.


    Это ужасно! Что же это у вас за жизнь... Если нет даже времени посмотреть на Большую Медведицу? Она уже сотни тысяч лет на небе, а вы ее даже не видели!

    И Мона понимает, что да, это и не жизнь вовсе. Вообще, комедия комедией… Но мысль, пронизывающая пьесу, хоть и не нова, конечно, но так глубока, что больно. А еще она очень красиво выражена. Очень красиво.


    Учитель. Бывают вечера, когда небо кажется мне пустым, звезды — холодными, мертвыми, безжизненными, и в этом безжизненном, нелепом мироздании только мы мечемся в одиночестве на маленькой несчастной провинциальной планете, как в маленьком городе, в захолустье, где нет воды, не горит свет и даже не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда все небо полно жизни... Когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой звезде шумят леса и океаны — фантастические леса и фантастические океаны. Бывают вечера, когда небо полно таинственных знаков, словно это живые существа, рассеянные по разным планетам и никогда не видевшие друг друга, делают знаки, угадывают, ищут друг друга.
    Неизвестная (тихо, с боязнью). И находят?
    Учитель. Никогда.
    Неизвестная. Почему?
    Учитель. Потому что никто никогда еще не переходил с одной звезды на другую. Потому что ни одна звезда никогда не отклоняется от своего пути.

    Ни одна звезда не отклоняется от своего пути... Мона пытается это сделать, оставшись с Мирою, но ничего у нее не выходит. Она должна вернуться на свою орбиту, и они оба это понимают.

    Да, картина очень четко передает все описанные действия, но все же есть в строках свое, отдельное очарование, да и чтение – это вам не просмотр. Мне очень понравилась пьеса, вместе с тем я сохранила теплые чувства к фильму, ибо он, что и говорить, прекрасен, однако настроения во многих моментах мне показались несколько различными, да и персонажи представились по-иному. Да взять хотя бы главных героев. Мона – да, красивая, да, избалованная, но в пьесе она кажется гораздо более тихой, без толики высокомерной агрессии, а когда в конце раскрывается ее образ, так она и вовсе предстает несчастной. Не замученной бесконечным богатейским течением, а именно несчастной, которая идет по своему пути, хотя и не хочет этого. Просто не смогла найти свой и заняла другую колею… Птичка, которую приручили, которая ни в чем не знает отказа, но заперта в клетке, будучи не в силах этого понять. Просто чувствует, ловит, так сказать, эхо своей сущности и страдает, не понимая, в чем дело.


    Мона. Мы и весь мир. Наш мир. Мы ведем грустную, никчемную жизнь...
    Григ. Но удобную.
    Мона. Может быть. Но мне она никогда не нравилась.
    Григ. Не нравилась. Но тебе идет такая жизнь.
    Мона. Ты свидетель, Григ, мне она никогда не нравилась. Столько раз я плакала, сама не зная, почему. Столько раз хотела бежать, сама не зная, куда. Так было всегда. Ты слышишь? Всегда, сколько бы у меня ни было денег, платьев, драгоценностей, я всегда чувствовала, что мне чего-то не хватает... Но я не знала, чего...
    Григ. Большой Медведицы, наверное...
    Мона. Да. Большой Медведицы.

    А учитель Мирою? Нет, конец пьесы создает совсем иное впечатление… Он не будет страдать. Он действительно счастлив со своими книгами, и лишь иногда уносится фантазиями туда, ввысь, и ему там хорошо. Может, там будет Мона, но это не имеет решающего значения. Ее могло бы и не быть, но это ничего бы не изменило.

    Жизнь есть жизнь. Но однажды так хочется разбить ее течение и перебраться на другую планету. Хотя бы ненадолго.

    В завершение повторюсь: пьеса очаровательна. Она легкая, во многом смешная, но вместе с тем философская и за счет этого местами грустная. Признаться, я, вообще, далеко не любитель пьес, однако это произведение отныне одно из моих любимых. Поэтому рекомендую к прочтению всем.

    28
    2K