Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Девятый класс. Вторая школа

Евгений Бунимович

  • Аватар пользователя
    Lena_Ka2 июня 2013 г.

    "Надо собрать хороших учителей и не мешать им работать"


    "А я был хорошим учеником."

    Люблю я читать книги-воспоминания. Всегда они в себе таят что-то интересное и необычное.

    Так вот живешь себе, читаешь поэзию, смотришь телевизор, работаешь в школе и даже не подозреваешь, что поэт, стихи которого поражают своей свободой, замечательный эссеист, депутат, оказывается, еще и отличный учитель. Это я всё о Евгении Бунимовиче, редком таланте, сочетающем в себе математику, педагогику и поэзию! Просто возрожденческий какой-то человек!

    Но это все прелюдия к дивной книге воспоминаний о советском школьном детстве, в котором много было моментов, достойных запечатления.

    Е.Бунимович не претендует на объективность. Его книга - это объяснение в любви людям, с которыми вместе учился, познавал мир, взрослел. Он не расследует, почему успешная школа была внезапно закрыта и практически расформирована и уничтожена, не показывает ее воскрешения. Он просто говорит "о времени и о себе". О школе такой, какой он запомнил ее подростком.

    Если честно, то я мечтала бы работать в той школе, в которой учился автор мемуаров. В школе, где учителя - необычные и интересные люди, знающие свой предмет и умеющие заронить зерно интереса в учениках, а главное, умеющие этот интерес поддерживать и взращивать. С какой любовью говорит Бунимович о своем классном руководителе Якове Васильевиче Мозганове, как благодарен он учителям математики! Как замечательно иллюстрирует то, какими должны быть уроки литературы. Эпизод с разбором отрывка объяснения в любви из "Накануне" И.С. Тургенева - блестящая иллюстрация!


    Так вот, этот чудак с мундштуком на одном из первых уроков стал зачем-то читать вслух занудную сцену объяснения в любви из тургеневского “Накануне”:

    …она приняла руки, взглянула на него и упала к нему на грудь … он окружал своими крепкими объятиями эту молодую, отдавшуюся ему жизнь … никогда не изведанные слезы навернулись на его глаза … ты пойдешь за мной всюду? — всюду, на край земли ... сердце, его ли, ее ли, сладостно билось и таяло… Ну и так далее.

    — Ну как? Нравится?

    Мы пришли из самых разных школ одинаково опытными советскими девятиклассниками, и нас голыми руками взять было не просто.

    — Да, очень. Это же Тургенев! — отвечали законченные пятнадцатилетние лицемеры.

    — А тебе тоже нравится?

    — Нравится.

    — А тебе?

    — Конечно, это же русская классика!

    — А тебе?

    Кто-то, не устояв перед напором учителя, с перепугу повысил градус: “Это гениально!”. Кто-то на всякий случай вставил про великий и могучий. Так учитель добрался и до последней парты, то бишь до меня:

    — А тебе?

    Я впервые внимательно взглянул в выпученные сквозь толстые стекла очков глаза человека с литературной фамилией Раскольников. Неужели его интересует, что я на самом деле об этом думаю?

    Я встал и сказал: “Если честно, сам я в любви еще ни разу не объяснялся. Но, по-моему, это делается не так”.

    Класс загоготал, учитель вместе со всеми. Он заговорил о вымученности языка, надуманности эпизода. Прочитал совсем другой, действительно классно написанный кусок из того же романа.


    Что поразительного в этом эпизоде? А то, что ученику предоставляется возможность сказать то, о чем он думает, он получает право высказывать свои мысли и обсуждать их со сверстниками и учителем. Только так, наверное, возникают близкие отношения в школе. Они строятся на доверии и на том, что к ребенку надо относиться, как это ни парадоксально прозвучит, как к взрослому, мыслящему человеку.

    Я хотела бы работать с учениками, которые с наслаждением бегают не только, да и не столько на уроки, сколько на факультативы, кружки, рисуют бесконечные стенгазеты, смотрят и обсуждают фильмы, ходят в походы!

    Да, во второй школе было не все идеально: были свои злодеи. Одна Крука чего стоит! "Фольклорная злодейка", для которой слово "интеллигент" - прямо ругательство какое-то, а тот, кто считает себя этим самым интеллигентом, - просто "ХАМ!"

    Но вторая держалась и держится! Поразительно и даже невозможно, чтобы один человек дважды поднял на высочайший уровень одну и ту же школу. Но со второй математической, которая сейчас превратилась в лицей, именно так и произошло. Поэтому слава великому директору В.Ф. Овчинникову, до сих пор управляющему эти замечательным заведением.

    Особенно хочется отметить чудесные черно-белые фотографии, они помогают погрузиться в ту эпоху, в тот мир. Такие замечательные в большинстве своем люди. Такие живые моменты! Я пересматривала эти фото много раз и возвращалась к учителям, ребятам той беспокойной и замечательной школы и даже намгновение ощущала себя среди них своей! Спасибо за это автору!

    P.S. А это просто бонус)


    Exegi


    и я

    чего-то там

    воздвиг


    похоже

    не из книг


    похоже

    жизнь была

    не стёб


    а там

    пусть зарастёт

    13
    63