Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Числа и знаки

Юрий Бурносов

  • Аватар пользователя
    Аноним19 мая 2013 г.

    Общий томик, изданный "Азбукой", куда входят три ранее отдельно изданные книги "Два квадрата", "Три розы", "Четыре всадника".
    Впечатления сложные... неоднозначные...

    Вообще, это, конечно, детектив. В виде исторического фэнтези... Я и настроилась читать, как детектив. Но очень скоро оказалось, что отгадывать надо не "кто убийца", это как раз неважно... Нужно отгадывать совсем других людей и другие вещи. Уж как получится...
    Сюжет начинается просто: служащий секуративной палаты (должность все равно не вспомню) Хаиме Бофранк направлен из столицы в маленький поселок в глуши - расследовать серию загадочных и ужасных убийств. Жертвы настолько разные, что Бофранк не видит между ними никакой связи. Но все убиты загадочно и таинственно. Люди боятся. Поскольку на дворе средневековье, то поговаривают о происках дьявола и о том, что лучше бы обратиться не к светской власти, а к церковной, а именно - к миссерихордии (местный аналог инквизиции), которая и должна заниматься такими вещами. Обращаются, после чего все еще больше запутывается: миссерихорды быстро определяются, кого удобнее всего назвать преступником, и устраивают показательную казнь. У миссерихордов свои интересы - они озабочены тем, чтобы укрепить пошатнувшуюся власть и упрочить влияние... Чистая политика, ничего личного. Бофранк открыто выражает возмущение, и сам того и гляди окажется на костре... Между тем убийства продолжаются...
    Мимоходом выясняется, что дело тут касается старой и порядком подзабытой ереси - учения о третьей силе, которая стоит над Богом и дьяволом, и может оценивать и того, и другого. Теоретик этого учения - некто Марцин Фруде, принявший имя Люциус (поэтому его последователи именуются люциаты) - кроме того сделал темные и туманные пророчества, которые, по всем признакам начинают исполняться... Люциаты этому активно способствуют, убийства таким образом, являются ритуальными...
    А дальше уже все настолько темно и загадочно, что, видимо, нужно додумывать самостоятельно.

    Дальше...


    Что за пророчества, то есть, что именно они предрекают? Все эти восставшие мертвецы, начавшаяся чума... Или это конец света, Апокалипсис, Страшный Суд и все такое? Реальность-то параллельная. То есть, здесь, получается, нет этой части Библии? Или она есть в изложении Фруде-Люциуса? Запретное знание, ересь. Чума - мор? Война - должна вот-вот начаться? В тексте упоминается, и все ждут. Получается, что Бофранк сотоварищи своими действиями остановили Апокалипсис? Круто, однако... Эти Четыре Всадника, которые непременно должны быть в таком количестве, о которых говорила ведьма Гаусберта...
    Дальше - эта третья сила, которая над Богом и дьяволом и оценивает их деяния. Очень загадочно. Может, надо понимать так, что такой силой является Человек? Он должен оценивать "зло" или "добро". Тогда, получается, Фруде-Люциус пошел не туда? Он посчитал, что третья сила - это значит вне добра и зла, делай, что хочется. В результате превратился в какую-то нечисть и нежить. А может, надо было все происходящее оценивать с точки зрения "зло" это или "добро"... Что, конечно, сложно, трудно и зачастую невозможно.
    Мне так показалось, что на данный период данного мира именно Бофранк оказался в фокусе этой самой Третьей силы. Он должен выбирать. Каким-то образом его избрали с самого начала. То ли адский Фруде-Люциус, то ли действительно какие-то другие силы, а Люциусу только кажется, что именно он сделал выбор. (Иначе чего это к Бофранку привязались кошки? Кошкам какой-то свой интерес в этом деле... ) Если Бофранк избран выбирать, тогда у меня более-менее что-то складывается.
    Скажем, его избрали, потому что он изначально нейтрален. Он атеист, не верит ни в Бога, ни в дьявола. Он, скажем так, во всем признает и принимает обе стороны. Если речь идет о законе, то Бофранк за соблюдение закона, но в то же время, может пойти и в обход, если надо для дела. Ну и во всем, чего ни коснись... Поэтому, как мне кажется, только когда Бофранк сделал окончательный выбор (в пользу "добра", конечно ), история закончилась, и Люциус был побежден. Опять же, именно Бофранку, получается, Люциус дал необходимое оружие? Этот пистолет, который он ему подарил. Люциус, конечно, хотел, чтобы Бофранк оставался более-менее живой и невредимый, раз уж Бофранк должен выбирать, поэтому и дал ему оружие. А Бофранк применил это оружие против самого Люциуса...
    С любовной историей Бофранка тоже все вышло очень оригинально. Я так поняла, что Люциус специально тут вмешался. Скажем, если он вынуждает Бофранка предать любимого человека, то Бофранк сразу становится как бы на его сторону? Если найдет оправдание своему предательству (сам же Люциус любезно этих оправданий подкинул). Но Бофранк, получается, этих оправданий не принял, или не совсем принял. Поэтому ему дается второй шанс, возможность искупить предательство? Хотя спасти ему все равно никого не удается. Или тут важно намерение?
    В общем, хитро закручено, такой получился детектив с теологической направленностью, и без традиционных разъяснений "как все было" в конце. (В данном случае, конечно, разъяснения должны были бы быть на тему "как все правильно понимать"...) Читатель должен сам догадаться? Вот я и старалась...
    В любом случае, читать было интересно. Обнаружила, что богатый язык сам по себе доставляет удовольствие... Все эти стилистические тонкости, цитаты, философия и теология... Прямо какое-то ощущение средневековья возникает. (даже если не вспоминать красочные описания быта и нравов)

    6
    302