Рецензия на книгу
The Maidens
Alex Michaelides
Аноним19 декабря 2021 г.Дебютная книга этого успешного в прошлом сценариста, «Безмолвный пациент», мгновенно стала главным триллером 2019 и бестселлером в 45 странах, получив множество восторженных отзывов от именитых мастеров жанра. Согласно аннотации и блербам второй роман Алекса также «моментальный бестселлер», «завораживающий литературный триллер», «гениальный», «незаурядный» и т.д., но, по-моему это тот случай, когда автор пытался повторить успех на том же материале: сомнительные психотерапевты, маньяки и Древняя Греция , но получился недотриллер, недодетектив и недодрама, присыпанный сверху пыльцой древнегреческой мифологии.
Завязка интригует: в центре сюжета гречанка, Мариана Андрос, психотерапевт с драмой в личной жизни.
Год назад она потеряла мужа и не может оправиться до сих пор. Из родных у нее осталась только племянница Зои, которая учится в Кембридже в элитном колледже Святого Христофора, где начинают происходить убийства - кто-то жестоко расправляется с богатыми студентками из тайного общества Дев. Преступления похожи на какой-то ритуал. Мариана приезжает поддержать племянницу, и сама втягивается в расследование (хм… психотерапевт-следователь, опрашивающий свидетелей). Изначально ее подозрения падают на всеобщего любимца, харизматичного Эдварда Фоску, преподавателя курса греческой трагедии одержимого культом Персефоны и создателя общества Дев. Сами Девы мелькают какими-то бледными призраками, увлеченные алкоголем, запрещенными веществами и бурной личной жизнью, при этом у них есть штат горничных, ибо "кто, кроме них, позаботится о детях, которые впервые оказались так далеко от дома? Нельзя же бросить их на произвол судьбы."Казалось бы, ну чем не «Тайная история-2», позаимствованная у Тарт? Увы, оригинальность в «Девах» отсутствует.
Далее весь сюжет развивается вокруг косвенных доказательств вины Фоски, неадекватного поведения главной героини, нелепых описаний слишком театральных чувств, вздохов и ахов-охов. Канва романа очень проста, а описание характеров и судеб шаблонны. Ходячий полубог Эдвард Фоска вызывает раздражение только у Марианы, чья профпригодность вызывает множество вопросов, т.к. ее состояние явно требует врачебного наблюдения, а не проведения групповой терапии и тесного общения с агрессивными пациентами. Глупости здесь в изобилии. Начиная от беспочвенной неприязни следователя к Марианне, заканчивая беспочвенной любовью с предложением руки и сердца со стороны случайного студента, который встретил ее в поезде.
Логику в поступках героев лучше не искать, как и правдивого человеческого сопереживания, участия друг к другу. Каждый персонаж, несмотря на множество нестыковок, как по шаблону компьютерной игры продолжает плохо, но играть свою роль.
По-детски банальный язык, перенасыщенный диалогами с простотой изложения мыслей, по-дилетантски вплетенными психологическими характеристиками и психотерапевтическими нюансами, а переизбыток отсылок к древнегреческой мифологии начинает раздражать своей неуместностью.
Финал истории притянут за уши, напоминает самые худшие образчики жанра, да и мотивация убийцы неправдоподобна и надуманна. Складывается такое впечатление, что автору очень хотелось повторить свой предыдущий успех, а потому с размахом на скорую руку слеплен сюжет на похожем материале, развешено много ружей, из которых начали резво «стрелять» за секунду до финала.
Бонусом для благодарных читателей послужат конкретные отсылки к первой книге автора, «Безмолвному пациенту». Оказывается, «Девы» — это его предыстория, то ли еще будет))
8132