Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Интервью с вампиром

Энн Райс

  • Аватар пользователя
    Аноним13 декабря 2021 г.

    «Что если ада нет? Или мы там не нужны? Что тогда?»

    Вокруг меня только черная пустота, и нет мне утешения.

    Мода на вампиров определенно изменила культуру целого мира. С 1797 года, когда был написан первый художественный роман о вампирах (Роберт Саути «Талаба Уничтожитель»), великое множество авторов бралось за эту «кровавую» тему. Как правило, литература такого рода не отличается какими-то изысками. Часто это романтизированная история о трагической любви вампира и смертной женщины, попытка уйти от капканов, скрупулёзно расставленных Брэмом Стокером, взглянуть на зло с иной точки зрения, оправдать и так далее, и тому подобное. Единицы вампирских романов вошли в сознание массового читателя и не зря — на этом дне крайне сложно отыскать жемчужину.

    Энн Райс, должно быть, второй после Стокера автор, который дал носферату настолько много отличительных черт и даже своей философии. «Интервью с вампиром» стоит в жанре особняком, и на это есть множество причин, и дело не в одном лишь блестящем фильме с потрясающим актёрским ансамблем. В этих причинах я попробую разобраться и, возможно, они будут полезны и вам.


    Убивая, я каждый раз умираю сам и рождаюсь заново.

    Молодой владелец плантаций индиго Луи находится в тяжёлой депрессии из-за смерти брата и винит в этой трагедии себя. Не в состоянии покончить собой, он ищет лёгкой смерти от чужих рук и получает её от вампира Лестата — героя многих других романов Райс из этого цикла. Новообращённый вампир вместе со своим создателем долгое время пытаются найти общий язык, но так как они по-разному смотрят на вопрос бессмертия, объединяющим звеном становится обращённая малышка Клодия. Она становится буквально смыслом жизни Луи, которому никак не удаётся принять свою новую «жизнь», но счастье и покой этой странной семьи не будет продолжаться долго.

    Должно быть, основным элементом, прочно удерживающим интерес для меня стали характеры персонажей. Они раскрыты ярко, сочно, «вкусно», характеры эти разные, какие-то черты вызывали моё одобрение, какие-то — наоборот. Благодаря тому, что Райс представила спектр разных взглядов на мир, разных ощущений этого мира, в проблему вампиризма очень легко поверить, ведь на её месте может оказаться что-то более реальное. Например, главный герой мог из-за нужды стать убийцей и пытался бы принять новое положение дел, переживая об этом точно так же. Поэтому мистика как таковая остаётся лишь фоном для рассуждений на вполне земные темы.

    Луи де Пон дю Лак, главный персонаж, от чьего лица ведётся повествование. Он стал вампиром, толком не осознавая, какое страшное решение принимает, и не может свыкнуться с этой новой реальностью, в которой он — чудовище. Он перестал быть сыном для своей матери и братом для своей сестры, даже для послушных рабов он очень быстро перестал быть хозяином, потому что все его мысли заняты бесконечным самобичеванием. Он отказывается пить кровь людей, выживает на крови мелких животных и грызунов, что вызывает гнев его создателя Лестата. Смысл существования возвращается к нему вместе с ребёнком-вампиром Клодией и уходит вместе с ней. Пытаясь проанализировать проблему Луи, я неизменно сталкиваюсь с мыслью, что он попросту не может принять ответственность за собственные выборы. Возможно, он слабохарактерный человек, слишком слабохарактерный для того, чтобы стать вампиром. У него был выбор, хоть он это и отрицает. Он мог не кусать Клодию и не провоцировать ситуацию, когда Лестат решил обратить её и отправить на вечные муки, ведь она растёт, но тело остаётся детским. Он мог предотвратить попытку убийства Лестата. Он мог спасти Клодию. Особенно ярко его неспособность к решительным поступкам видна в самом конце романа, когда между Луи и Арманом происходит последний разговор. Луи купается в ощущении собственной добродетели — я не такой, как остальные, я особенный вампир, тянусь к познанию себя, во мне ещё живы человеческие чувства. Порой создавалось ощущение, что ему попросту нравится его страдание, он упивается им, будто оно способно разом оправдать все его ошибки. Он — плохой боец, и смог одолеть группу вампиров только, когда они беспомощно спали в своих гробах. Он мигом поддался на чары Армана, а потом не сумел его простить, но и расстаться с ним не сумел. В конце концов, он попросту не вышел под солнце, чтобы прекратить свои мучения и даже не предпринимал попыток. Его жаль, ведь таких людей в реальном мире очень много. Жаль, но и ответственность снимать с них нельзя. Его нерешительность, пассивность стали причиной многих бед и не только его собственных.

    Лестат де Лионкур принципиально другой персонаж. Он неприятный, навязчивый, наглый вампир, который обратил другого, толком ничего не объясняя, и буквально оккупировал его поместье. Не смотря на то, что они вампиры, для жизни требуется не только кровь, но и деньги. Лестат привык к роскоши, он любит красивые вещи, высшее общество, но зарабатывать самостоятельно не умеет и вряд ли когда-либо умел. Он приспособленец, который навязал себя и своего отца Луи. Да, он заботится о своём старике, но вряд ли из-за искренней сыновней любви. Заточив его в золотую клетку, он будто мстит за свои детские обиды, и отец умирает, так и не получив настоящего прощения. Но для меня большим достоинством Луи стала его своеобразная честность с окружающими и самим собой. Он знает, что он хочет от жизни, он принял её такой, какой она стала. Да, он совершает жестокие поступки, например, обращает малышку Клодию, исключительно для того, чтобы у Луи появилась компания. Он манипулирует Луи через его привязанность к ребёнку — он не оставит её, а значит не оставит и Лестата. Создавая не очень убедительные, но действенные интриги, Лестат тянет время и деньги. Но в одном он был прав: встав на этот путь, необходимо или принять его, или умереть. Быть сопереживающим, грустным убийцей — тот ещё моветон. И в конце романа, когда мы увидели совсем другого Лестата на последних страницах, мне было очень его жаль. Да, он поплатился за свои ошибки, но всё же тонкая жалость к нему у меня была.

    Клодия, самый неоднозначный и интригующий персонаж. Маленькая девочка, которую против её воли и понимания обратили в вампира, ставшая инструментом в играх Лестата. С детской живостью ума она впитывала новые знания и стала убийцей, возможно, даже более жестоким, чем сам Лестат. Красивая девочка с ангельским личиком, живая кукла, но в душе хладнокровное создание, которое вряд ли имеет представление о настоящей любви. И я очень сомневаюсь, что однажды она бы не сделала с Луи то же самое, что сделала с Лестатом. Клодия — капризная, озлобленная женщина в теле ребёнка, такой же умелый манипулятор, как и её создатель. Не удивительно, что они не сильно друг друга любили, ведь у них много общих черт. Клодию очень хочется жалеть, порой это даже получается. Она была ребёнком, когда стала вампиром, она не выбирала это и повторяет то, чему её научили (видимо, Лестат в обучении был более убедителен). Но то, с какой искренней жестокостью она действует, удивляет. Любила ли она Луи? Возможно, да, но очень своеобразной любовью, пока он был ей нужен и удобен. Сложно её винить за это ещё и по той причине, что характер Луи иной глубины чувств и не вызывал. Вряд ли она нашла причины уважать его.

    Арман, древний вампир, уставший от вечной жизни, желающий покоя и тишины. Очень интересный персонаж, загадочный, с очень не очевидными поступками. Его ум очень заметен в многочисленных диалогах с Луи, так же как и его хитрость. Можно сказать, Арман — самое классическое воплощение вампира в этом романе, некий граф Дракула.

    В романе происходит много событий, на которые персонажи реагируют по-разному и, если вы любители такого вида литературы, то оторваться невозможно. Книга средней продолжительности была прочитана меньше, чем за сутки, и в голове множество самых разных мыслей. Здесь и «стокеровские» эстетические аспекты — быт вампиров описан безумно интересно и живо. Здесь и вечные темы о добре и зле, Боге и Дьяволе, о познании себя, этого мира и своего места в нём. Целый смысловой пласт про отношения родителей и детей раскрыт достаточно глубоко. Незадолго до написания романа Энн Райс потеряла маленькую дочь, девочка умерла от лейкемии. Поэтому образ вечного ребёнка в этом романе прописан особенно живо и трогательно. А уж характеры персонажей и их мотивы — целое поле для полемики. Тем, кто не любит такую литературу и больше склоняется к реалистическим жанрам, может быть сложно погрузиться в мир. Но ведь мистика и фэнтези тем и хороши, что по своей сути повторяют наши обычные проблемы, но облачает их в яркие обёртки. Не бойтесь и читайте эту увлекательную, великолепно написанную книгу, вам точно будет, о чём подумать.

    Содержит спойлеры
    7
    185